Житие св. Димитрия Ростовского
Слава о святом Димитрии, как великом проповеднике, быстро разнеслась по Малороссии и Литве, и обитель за обителью стали приглашать его к себе, чтобы воспользоваться его красноречивым назиданием. Ближайшим поводом к таковым приглашениям послужило следующее событие. В июне 1677 года, движимый благочестивым усердием, Димитрий отправился из Чернигова в Новодворский монастырь[9] для поклонения чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы, писанной святым Петром, митрополитом Московским, и должен был остаться в Литве. В то время, когда прибыл святый Димитрий, в монастыре готовились к торжественному перенесению сей иконы из, старой церкви в новую. Для сего прибыли Белорусский епископ Феодосии и настоятель Виленскаго Свято-Духова монастыря Климент. По окончании праздника, Климент взял с собой Димитрия в свой монастырь. Более двух месяцев Димитрий пробыл в Вильне и произнес здесь две проповеди. Вскоре, однако, по просьбе епископа Феодосия, святый Димитрий отправился в Слуцк и, поселившись в Братском Преображенском монастыре [10], четырнадцать месяцев неустанно трудился в проповедании слова Божия. Димитрия сильно полюбил и благодетельствовал ему ктитор монастыря Иоанн Скочкевич, на средства которого и был построен Преображенский монастырь. Святой Димитрий также глубоко уважал и любил своего благодетеля, прожив в Слуцке до самой его кончины и почтил его память, сказав на погребении его проповедь.
Между тем святаго Димитрия неоднократно уже приглашали возвратиться в Малороссию. Его призывали и гетман Самойлович [11], и прежний его настоятель Мелетий, управлявший теперь Киевским Михайловским монастырем. В феврале 1679 года святой Димитрий прибыл в Батурин [12] и был принят гетманом [13] весьма ласково и милостиво. Поселившись в Николаевском Крупицком монастыре [14], находящимся недалеко от Батурино, Димитрий продолжал ревностно подвизаться в посте, молитве, непрестанном чтении душеполезных книг; с особенным же усердием проповедовал он слово Божие. Слава о его добродетельном житии распространилась по всем обителям. Многая из них приглашали святаго Димитрия к себе для управления. Так братия Кирилловскаго монастыря обратилась к нему с убедительной просьбой принять над ними начальствование. Но святой Димитрий, вероятно, по смирению своему, а также удерживаемый и гетманом, отклонил эту просьбу и отправил в Кириллов монастырь благодарственное письмо. Вскоре после сего в 1681 г., скончался игумен Максаковскаго Преображенскаго монастыря [15]. Братия обратились также ко святому Димитрию, прося его быть у них игуменом. По своему уединенному местоположению, Максаковская обитель как нельзя более соответствовала строгой иноческой жизни Димитрия. По сему, с согласия гетмана, он принял предложения Максаковских иноков и отправился с гетманским письмом в Чернигов к архиепископу Лазарю Барановичу за указом.