Житие св. Димитрия Ростовского
Примечания
[1] Макаров − ныне местечко Киевской губернии и уезда − в то время принадлежал к владениям гетмана Литовскаго.
[2] Кирилловский монастырь в Киеве основан кн. Черниговским Всеволодом Олеговичем в ХII в.; разорен Батыем; возобновлен в ХII в. и в 1786 г. упразднен.
[3] Диарий (дневныя записи святителя) под 29 марта 1689 г.
[4] Киевская Братская школа (ныне Киевская Духовная Академия) открыта в 1615 году в одно время с Богоявленским Братским монастырем и при этом монастыре; преобразована митрополитом Петром Могилою (1633-1647) и того времени надолго стала средоточием духовной и светской науки в России. Из Киевской школы вышло много просвещенных пастырей и ревностных защитников православия.
[5] Иоанникий Галятовский (†1688 г.), сначала учитель, потом ректор Киевской школы (1657-1665), много сделавший для ея процветания, был одним из знаменитейших богословов-полемистов и проповедников своего времени. Многочисленныя сочинении Иоанникия, направленный против латинян и униатов, свидетельствуют о его ревности к защите православной истины.
[6] Иосиф (Нелюбович-Тукальский) с 1661 г. архиепископ Могилевский, затем митрополит Киевский; был в плену у Поляков и скончался в Чигирине в 1675 г.
[7] Лазарь Баранович (†1693) был архиепископом Черниговским с 1657 г. Бывший воспитанник и ректор Киевской академии (1650-1656 г.) Лазарь славился проповеданием слова Божия и содействовал Московскому правительству в подчинении Малороссии. Св. Димитрий называл его «великим столпом церковным».
[8] До конца ХVI столетия в России проповеди редко сказывались изустно: большею частию читались переводныя поучения св. отцов или жития Святых. Со времени же возникновения училищ в юго-западной России стали появляться образцы собственнаго проповедания и, вместе с тем, образовалась особенная должность проповедников, которую оправляли при соборах, монастырях и братствах духовныя лица, получившия образование.
[9] Новодворский монастырь, основанный для борьбы с унией в 1618 г., находился в Литовских пределах, (в нынешнем Пинском уезде), и был подведомствен Виленскому Свято-Духову монастырю.
[10] Город Слуцк Минской губернии. Преображенский монастырь, основанный около 1600 г., принадлежал Слуцкому братству, которое подобно прочим братствам охраняло православие от притеснений католиков и униатов.
[11] Иван Самойлович, сын священника, избран в гетманы в 1672 г.; в 1687 г. отрешен от гетманства и умер в Тобольске в 1690 г.
[12] Батурин − ныне местечко при реке Сейме, в 27 верстах от уезднаго города Конотопа − был основан в 1575 г. королем Польским Стефаном Баторием, который назвав его своим именем (Баторин). Царь Алексей Михайлович, по присоединении Малороссии, назначил Батурин гетманскою резиденцией.
[13] Гетман − предводитель казаков, был главною властию в Малороссии.
[14] Основан в XV столетии, разорен Крымскими татарами, возобновлен в ХVI ст. Монастырь наименован Крупицким от крупиц, падавших близ монастыря во время голода. Предание об этом записано собственною рукою св. Димитрия на престольном Евангелии.
[15] Ныне женский единоверческий монастырь, находится в Сосницком уезде, близ города Борзны, на берегу реки Десны.
[16] 4-го сентября 1681 года (Дарий, под 1681 г.).
[17] Евангелие от Матфея (20;26)
[18] Святой Димитрий особенно чтил святую великомученицу Варвару. Еще в 1678 году, когда он находился в Слуцке, игумен Мелетий прислал ему в дар часть мощей святой Варвары. А через несколько лет после описанного им ведения, именно 13 января 1691 года, святой Димитрий совершил торжественное перенесение части мощей той же великомученицы, хранившейся после смерти Тукайскаго в Батуринской казенной палате «как бы под спудом», в Николаевский монастырь − и установил каждый вторник совершать святой Варваре молебное пение.
[19] Диарий, под 1689 год.
[20] Гедеон Четвертинский (†1690) избран в Киеве в июле 1685 года: посвящен в Москве 8 ноября того же года. Возвращаясь из Москвы, митрополит Гедеон останавливался в Батурине.
[21] Иван Степанович Мазепа-Колединский (†1709) воспитывался при дворе польскаго короля Яна Коземира, окончил образование заграницей. После низвержения Самойловича был избран в 1687 году в гетманы и принимал участие во 2-й крымском походе Галицина. 1708 году изменил царю Петру и России, за что предан анафеме.
[22] Князь Василий Васильевич Галиции (1643-1714) был первым государственным деятелем в течение семилетняго правления царевны Софьи (1682-1689) Здесь разумеется поход его в Крым в 1689 году, такой же неудачный, как и первый в 1687 году, но доставивший Голицину награды, как победителю.
[23] Иоаким (1674-1690), девятый патриарх Всероссийский, относился сначала к святому Димитрию с недоверием, как и ко всем ученым юго-западной Руси.
[24] Адриан (1690-1700) − последний патриарх Всероссийский.
[25] Святой Феодосии возведен в сан архиепископа Черниговского 11 сентября 1692 года. Скончался в 1696 году. Открытие его, мощей и причисление к лику святых последовало в 1696 году.
[26] Глуховский Петро-Павловский монастырь, Черниговской губернии, основан неизвестно кем и когда. Он существовал уже в половине ХVII века. Святой Димитрий построил в монастыре каменный собор.
[27] Елецкий Успенский монастырь на Болдиных горах, за Черниговом основан по совету преподобнаго Антония Печерскаго князем Святославом Ярославицем в 1069 году на месте явления иконы Богоматери; разорен татарами, возобновлен в 1500 году; с 1635 по 1649 находился во власти униатов; восстановлен 1671 году.
[28] Сей монастырь, находившийся в самом Новгороде Северском, построен был архиепископом Лазарем Барановичем в половине ХVII века.
[29] Иоасаф Краковский состоял архимандритом Печорской Лавры в 1697-1708 годах.
[30] Спасо-Яковлевский Ростовский монастырь, основан в конце Х1У века епископом Ростовским Иаковом (†1392); в начале ХVII века во время Литовскаго нашествия был опустошаем. Соборный храм во имя Зачатия святой Анны, в котором покоятся мощи святаго Димитрия, существует с 1691 года.
[31] Занятия в училище начались с 1-го сентября 1702 года. Однако школа, открытая святым Димитрием, существовала недолго: в 1705 году она прекратила существование.
[32] Дремучие Брынские леса тянулись по реке Брыни, впадающей в Жиздру, приток Оки, в Калужской губернии. В этих лесах скрывались раскольники. Отсюда происходит название раскола − «Брынская вера».
[33] В то время Петр Великий издал указы, коими повелевалось брить бороды.
[34] «Розыск о раскольнической Брынской вере» напечатан в первый раз в Москве в 1745 году. Сочинение это разделяется на три части. В первой святитель решает два вопроса: «если вера раскольников правая»? и «если вера их старая»? Отвечая на первый вопрос, святой Димитрий доказывает, что у раскольников нет истинной веры, ибо вера их ограничивается старыми книгами и иконами, осьмиконечным крестом, своим перстосложением крестном знамении и седмеричным числом просфор на литургии − что не составляет веры. Решая второй вопрос, святитель говорит, что вера раскольников новая и обновившая старый ереси и заблуждения. Во второй части Розыска автор говорит, что учение раскольников, происходящее от учителей самозванцев, 1) ложное, 2) еретично и 3) богохульно. В третьей части − о делах раскольников доказывается, что добрыя, повидимому дела их испорчены самонадеятельнностыо, тщеславием и лицемерием, а затем перечисляют злыя, явно беззаконныя дела раскольников.
[35] Об этом намерении святителя известно из его «Епистоляра» то есть собрания писем.
[36] Слово «хронограф» греческое (в пер. время, пишу) значит − погодная летопись. Так назывались в Византии различные сборники исторического содержания, в которых излагалась также и Библейская история. Из Византии перешли они и к нам.
[37] Письмо при Диарки 1708 года.
[38] Из многочисленных творений святаго Димитрия одни имеют содержание догматическое, другие − духовно-нравственные, третьи − историческое.
I. К догматическим относятся: 1) «Вопросы и ответы краткие о вере»; 2) «Зарцало православнаго исповедания» (оба сочинения представляют собою катехизическое изложение вероучения и нравоучения православной Церкви»; 3) «Двенадцать статей о пресуществлении хлеба и вина в тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа»; 4) «Розыск о Брынской вере».
II. К духовно-нравственным относятся: 1) «Врачевство духовное на смущение помыслов» (извлечено из Лествицы, Патерика, житий святых и т.п.); 2) «Апология во утолении печали человека сущаго в беде» (разговор между скорбящим и утешающим); 3) «Внутренний человек в клети сердца своего уединен поучающся и молящся втайне» (цель сего сочинения приучить христианина к молитве); 4) «Поклонение Святой Троице»; 5) «Поклонение Пресвятой Богородице»; 6) «Молитва исповедания к Богу повседневная»; 7) «Исповедание грехов генеральное»; 8) «О причащении Святых Тайн» (размышление о том, как достойно приступать к Святым Тайнам и молитвы пред причащением и по причащении); 9) Молитвенные размышления о страданиях Господних (с разными заглавиями); 10) Два пастырских послания (о достодолжном совершении святых таинств покаяния и причащения); 11) «Алфавит духовный» (краткий духовно-нравственныя правила, расположенные по славянскому алфавиту по примеру Лествицы Иоанна Лествичника); 12) «Духовныя псалмы и песнопения» и проч.
III. К историческим принадлежат. 1) «Диарий» (древния записки с 1681 год по 1703 и письма, относящиеся к ученым трудам святителя); 2) «Руно орошенное» (сказания о 24 чудотворениях от иконы Божией Матери в Ильинском Черниговском монастыре); 3) «Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова»; 4) «Каталог Киевских митрополитов» и 5) «Минеи-Четьи»
[39] Из проповеднической деятельности святителя в Малороссии известно пять поучений. Всего же поучений св. Димитрия напечатано около 100.
[40] Здесь разумеются крестныя язвы Христа на Его пречистых руках, ногах и ребре.
[41] Так писал св. Димитрий к другу своему монаху Феологу, справщику Печатнаго Двора в Москве.
[42] «Мшелоимство» значит − корысть.
[43] Оставшаяся большая библиотека ученаго архипастыря Ростовскаго, состоявшая из Греческих, Польских и Славянских книг, рукописных и печатных, поступила в Московскую Патриаршую (ныне Синодальная) Библиотеку. Несколько книг, принадлежавших св. Димитрию, находятся в Библиотеке Московской Синодальной Типографии.
[44] Мелкая монета
[45] Стефан Яворский (1658-1722) митрополит Рязанский, местоблюститель патриаршего престола − один из самых видных деятелей Петровского времени, был известен как проповедник. Со св. Димитрием он познакомился в 1684 г.
[46] Вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевича, скончавшагося в 1696 г.
[47] Празднование в честь Толгской иконы Богоматери совершается 8 августа. Толгский монастырь находится в 9 верстах от Ярославля на Волге; основан в 1314 г. ростовским епископом Прохором (в схиме Трифоном) на месте явления ему иконы.
[48] Св. Димитрия часто посещала царица Параскева Феодоровна и дочери царя Алексея Михайловича и дарили ему рясы. Из их подношений святитель приготовил себе архиерейское облачение и завещал похоронить себя в этих одеждах.
[49] 22 апреля 1757 г. св. Димитрий причислен к лику святых. По поручению Св. Синода, Арсений митрополит Ростовский тогда же написал жизнеописание святого, а служба составлена Арсением епископом Переяславским, впоследствии архиепископом Московским.
Житие Святителя Димитрия митрополита Ростовского Чудотворца
Из книги: Жития русских святых. М., 1994. Кн. 4. С. 171–195.