«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»
Просмотров: 1428
Подписаться на комментарии по RSS
Интервью с ректором духовного училища
протоиереем Еливферием Колодезным
наковым событием для нашего города стало размещение в Ростове православного духовного училища, которое по решению Архиепископа Ярославского и Ростовского переместилось из Ярославля.
Почему Ростову оказана такая честь, как происходит становление нового учебного заведения и о некоторых других вопросах духовной жизни наш разговор с ректором училища протоиреем Еливферием Колодезным.
– Училище имеет изначально ростовские корни, – говорит отец Еливферий, – поскольку святитель Димитрий, приехав в северо-восточную Русь, начал свою деятельность с того, что открыл при Архиерейском доме духовное училище. Оно было предназначено для детей всех сословий, что в то время было большим прогрессом, поскольку в духовные училища того времени принимали только детей духовенства.
Что касается нашего духовного училища, то с переводом сюда энергичного архиерея владыки Кирилла, благая мысль, появившаяся у него, воплотилась в жизнь. Приехав в Ярославль, владыка понял, что училище находится не на месте: центр города, вокруг мирская суета, которая препятствует нормальному восприятию наук и тому, что необходимо получить в духовном училище. В первую очередь – это воспитание, поскольку образовательный процесс в духовном учебном заведении, как подчеркивал председатель Учебного комитета при Священном Синоде архиепископ Евгений, ректор Московской Духовной Академии, – это двуединый процесс, где в первую очередь идет воспитание. Было принято решение перевести училище в Ростов. Выбран Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, как наиболее подготовленный для этих целей. Здесь и разместилась часть духовного училища в виде очного и заочного сектора.
– Есть ли какие-то особенности в жизни ваших воспитанников в отличие от мирских учебных заведений?
– Да, есть. Учебное заведение закрытого типа, молодые люди находятся здесь практически круглосуточно, пребывая в общежитии, соблюдая тот распорядок, с которым они знакомятся еще до поступления в училище и добровольно идут на эти жертвы, для того, чтобы получить именно тот багаж знаний и воспитания, который должно дать учебное заведение. Общий ход жизни монастыря накладывает свой отпечаток и на жизнь воспитанников духовного училища. И, как показали последние месяцы, воспитанники не ропщут, они рады, что находятся здесь, мы стараемся создать им все условия, чтобы они могли нормально жить и учиться.
Преподавателями являются, в основном, представители духовенства нашей епархии. Для усиления учебного процесса на ключевые предметы мы пригласили преподавателей Московской Духовной Семинарии. Воспитанники оценивают это по достоинству и дорожат каждой минутой, когда приезжают батюшки, чтобы с ними пообщаться, перенять тот дух Лавры, как говорил владыка Кирилл, который необходим для их дальнейшей жизни.
– Немало значит и дух нашего древнего города.
– Да, здесь русский дух, здесь Русью пахнет. Это искони наше родное, об этом свидетельствует вся архитектура города. Все сосредоточие жизни располагалось вокруг монастырей, храмов. Храм, видимый нами сегодня, – является тем символом, к которому стремится каждый православный человек. На самом деле, храмом божьим являемся мы сами и знаки божьей благодати, которые мы видим на земле: монастыри, напоминают нам о поврежденном состоянии человеческого естества после грехопадения и необходимости возвращения к своим истокам посредством очищения души и тела, что является важнейшим элементом в деле спасения человека. Это как нельзя лучше возможно осуществить в таком древнем городе, как наш, с богатыми традициями, сохранившимися храмами, звонницей, с теми колоколами, которые, как и многие столетия назад, поднимали ростовцев на защиту Отечества, призывали и призывают на богослужение. Ничего не изменилось, связь времен не нарушена.
– В нашем городе, как и по всей стране, проживают люди разных религиозных взглядов и убеждений. Как у православной церкви складываются отношения с ними, не ущемляются ли интересы других конфессий?
– На Руси с момента принятия православия существовали всегда добрые взаимоотношения между представителями различных конфессий. Нас беспокоит то, что в последние десятилетия на Святую Русь хлынули организации, которые нельзя назвать религиозными. Секты распространились во множестве на территории бывшего СССР. В Ростове, например, мы имеем такое явление, как библиотека «Евангелист» в центре из издревле православного города. Одно это слово мало что может сказать человеку, слабо разбирающемуся в богословии. Люди, манипулирующие словом «Евангелие», вводят массу людей в заблуждение, цитируя фразы из Священного Писания, вырванные из его контекста. Как правило, это выдержки, удобные для достижения корыстных целей, поставленных отнюдь небезобидными организациями. Мириться с этим я, как христианин, как простой православный человек, просто не могу, поскольку прекрасно знаю, какие последствия несет вот такое делание этих, так называемых евангельских последователей.
Та секта, которая существовала на территории Ростовского района, так называемая церковь «Новое поколение», ввиду того, что принятый закон о свободе религиозных объединений, очень четко регламентировал регистрацию религиозных объединений, быстро переименовалась в пятидесятников или приняла другие наименования. Они продолжают, мягко говоря, неблаговидную деятельность.
– Судя по всему, довольно активно.
– Дело в том, что вся суть в существовании этих направлений, этих организаций, является не спасением душ человеческих, не служение Богу и людям, а проникновение во власть, в силовые структуры, проникновение в образовательные учреждения. Иными словами – достижение политических и экономических результатов с извлечениием пользы в своих узких корыстных целях. Это отнюдь задача не церковная. Задача церкви – привести человека ко спасению, привести в то изначальное состояние благодатной жизни, в котором человек находился до грехопадения. Этого всего мы не увидим в данных организациях.
А то, что именуется порой у них кощунственным сошествием благодати Святого духа или крещением, по свидетельству многих специалистов и ученых института психиатрии – это является далеко не безобидными явлениями: гипноза, зомбирования и прочих манипуляций с подсознанием человека.
– Вы сказали, что представители околорелигиозных организаций стремятся идти во власть. А почему Православная Церковь не участвует в этом?
– Синодом Русской Православной Церкви были извлечены те отрицательные явления, которые выявились в начале перестройки, когда священники являлись депутатами. Как свидетельствовал сам Святейший Патриарх Московской и Всея Руси Алексий II , что это неблагоприятно сказывается на духовном и душевном состоянии самого духовенства. Невозможно двум господам служить – Богу и мамоне. Церковнослужитель должен заниматься спасением души и служением Богу и людям.
– Какие пожелания вы могли бы высказать нашим землякам?
– Хотелось бы пожелать, чтобы наши люди, читающие, слушающие, видящие, что происходит вокруг, были более внимательны и не уподоблялись тем, кто, видя только блеск какого-то предмета, набрасываются на него, чтобы его иметь или им воспользоваться. А вникали в суть того, что делается, ради чего все это происходит и с какой целью. Поскольку ошибка, сделанная один раз, в течение многих лет вряд ли может быть поправима. Тем более при нынешних условиях как технических, так и политических. Поэтому мне хотелось бы призвать наших ростовцев, чтобы они обдуманно совершали поступки, а тем более, когда это касается духовной жизни, поскольку отрицательные последствия воздействия сект и прочих псевдорелигиозных организаций проявляются буквально на каждом шагу. Если бы мы с вами заглянули в центр реабилитации жертв тоталитарных сект в Москве, то ужаснулись бы тем размахом, какой принял этот процесс на территории Российской Федерации и к чему он привел.
«Ростовский вестник». 4 марта 2004 г.