Выставка фотографий Бориса Невзорова, посвященная 300-летию преставления Святителя Димитрия Ростовского
Просмотров: 1723
Подписаться на комментарии по RSS
2009 году исполняется 300 лет со дня кончины Святителя Димитрия Ростовского. Канонизированный в 1757 году, он является первым святым Российской империи и наиболее почитаемым русским святителем XVIII столетия.
Ростовскую кафедру митрополит Димитрий возглавлял с 1702 г. до своей кончины, последовавшей в 1709 году. Местом своего погребения владыка избрал Ростовский Яковлевский монастырь, который после прославления святителя вступил в пору своего расцвета, став в один ряд с известнейшими монастырями России.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в настоящее время – это крупнейшая и значительнейшая мужская обитель Ярославо-Ростовской епархии. Его настоятелем является епархиальный архиерей – Высокопреосвященнейший Кирилл, Архиепископ Ярославский и Ростовский.
Святитель Димитрий – небесный покровитель не только Спасо-Яковлевского монастыря, но и Ростовского музея. Основанный в 1883 году, наш музей был открыт 28 октября (10 ноября по нов. ст.) – в день памяти ростовского чудотворца.
«Обитель» – такое название получила фотовыставка известного российского актера Бориса Георгиевича Невзорова, представляющая собой портретную галерею братии и прихожан Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
Борис Невзоров – актер Малого театра, заслуженный артист России. Он также популярный киноактер, который снялся более чем в ста фильмах. Наибольшую известность ему принесли роли в кинофильмах «Россия молодая», «Русь изначальная», «Люди на болотах», «Соблазн» и многие другие. Из проектов многосерийных фильмов с участием Б. Невзорова хочется выделить «Простые истины», «Марш Турецкого», «Каменская». Как правило, герои, воплощенные им на экране, обаятельны, самоотверженны и мужественны.
Фотография – давнее увлечение Бориса Георгиевича. И здесь, как и в актерском искусстве, он смог достичь высокого уровня мастерства. Особое предпочтение он отдает портрету, стремясь к достоверности, выразительности, искренности и психологической глубине образов.
Выставка «Обитель», посвященная Спасо-Яковлевскому монастырю и открывшаяся в Ростовском музее на Светлой пасхальной седьмице – первый творческий проект Бориса Невзорова в качестве фотохудожника.
Психологический фотопортрет – один из наиболее сложных и, одновременно, утонченных и изысканных жанров фотографии. Такие произведения призваны отразить внутренний мир и переживания человека, раскрыть его неповторимую индивидуальность, выразить его глубинную сущность. «Чтобы создать портрет, схожий с оригиналом, необходимо проникнуть в духовный мир человека, распознать его характер, – утверждал выдающийся мастер фотопортрета М.С. Наппельбаум. – Не только временные настроения отражаются на лице человека. Все пережитое оставляет на нем следы. Прошлое человека, его мысли, взгляды на жизнь, отношение к людям – все, что видят глаза человека и как они видят, все это оставляет свой отпечаток на его лице. Умеющий – да читает».
Работы, представленные на выставке Бориса Невзорова, в полной мере можно отнести к жанру психологического портрета. Люди на этих фотографиях не позировали фотохудожнику, более того, они, как правило, даже не знали, что их снимают. Благодаря этому у зрителя и возникает ощущение искренности, подлинности и чистоты. Фотографии просты и естественны. В отличие от парадных постановочных снимков, демонстрирующих наружную привлекательность, работы, показанные здесь, раскрывают красоту души. Они фиксируют состояние человека во время глубоких духовных поисков и переживаний – сугубой сосредоточенности, погруженности в себя, светлой радости, служения и молитвы.
На фотографиях отсутствуют подписи, и это осознанный выбор автора – предоставляя зрителю возможность внимательно вглядеться в лица, он не называет имен. Перед нами – общий портрет братии монастыря и его прихожан – людей Церкви, объединенных Служением, чьи сердца живут в месте, которое называется Обитель.
Алла Виденеева