Сайт, созданный в 2009 году, ныне действует по благословению Высокопреосвященнейшего Вадима, митрополита Ярославского и Ростовского
 

Высказывания свт. Димитрия Ростовского

Рубрика: ОБИТЕЛЬ СЕГОДНЯ (новости)
Просмотров: 3043
Подписаться на комментарии по RSS

Высказывания свт. Димитрия РостовскогоПредставляем вниманию читателей высказывания свт. Димитрия Ростовского – выдержки из его духовно-нравственных произведений. Читая слова, написанные святителем триста лет назад, невозможно не поразиться тому, насколько современно и актуально они звучат сегодня, в наши дни.

1. «Если ты хочешь одолеть врагов своих без брани, победить без оружия, укротить без труда и покорить себе, - будь кроток, терпелив, тих, незлобив, и ты одолеешь, победишь, укротишь и покоришь».

2. «Терпение с кротостью, укрощающее яростное и гневное свирепство, побеждает в борьбе и подвиге духовном и соделывает мучеником даже и без крови».

3. «Ты не обладаешь ничем, даже самим собой, если живешь без терпения, терпя же, становишься господином и владыкой самого себя. Когда уклонившись от зла, начинаем творить добро, и творить в терпении, тогда начинаем принадлежать себе, начинаем быть владыками и обладателями себя, и не порабощаемся чужим».

4. «Неудивительно, что пьяница и обжора пойдут в муку, а то удивительно и достойно жалости, что тех же мук не минует и высокоумный постник. Неудивительно, что одебелевшему угоднику плоти с толстым брюхом не втиснуться в тесные небесные врата, но то удивительно и достойно жалости, что иссушивший, измучивший свое тело долгим воздержанием, едва только кожу имеющий на костях своих, не втиснется, не войдет в небесные врата».

5. «Не нужно говорить о вещи известной, разве напомнить кратко о том, сколь неугоден Христу Господу тот, кто не борется упорно со страстями и похотями, а постоянно побеждается ими, любит их больше своего спасения и валяется в тине скверных своих дел. Человек, углубивший весь ум в плотские сквернодеяния и только о них мудрствующий умом своим, является великим врагом Бога».

6. «Злая вещь – гордость, нехорошо и отчаяние, и то и другое нужно сгладить и уравнять: гордость нужно раскопать, как гору, отчаяние нужно поднять и заполнить, как пропасть».

7. «Молиться необходимо так, как необходим в дороге посох для перетружденного старца; как необходима свеча для сидящего во тьме ночной; как необходима вода для человека, который валялся в грязи; как для дома нужно крепкое основание. Обремененные грехами, мы опираемся на молитву, как на крепкий посох; молитва разгоняет тьму и мрак души нашей; она омывает наши душевные скверны; на ней, как на прочном основании, назидаются добрые дела».

8. «Если хочешь чего-либо просить у Бога, то прежде сам не откажи просящему у тебя. Если ищешь прощения у Христа, то прежде сам прости брату, опечалившему тебя».

9. «Нет такой вещи, которой было бы невозможно испросить у Бога, если только мы просим того, что само по себе есть благо, и если мы просим, как следует. Не получают просимого только те, которые или сами злы и не хотят уклониться от зла, или просят у Бога злого, или, наконец, хотя и доброго просят, но зато просят не так, как следует. Иные же не получают просимого потому, что не знают, чего просят. Таким Господь не дает для их же блага, подобно тому, как отец просящему сыну не дает ножа».

10. «Каждый человек имеет свой крест, какое-нибудь свое бедствие: или греховные вожделения собственного естества и борьбу плоти против духа, или искушения врага невидимого, или гонения, оскорбления, обиды, злословие и осуждение врага видимого, или лишение возлюбленного друга, детей и имений, или иное что-либо скорбное, или телесные недуги и какие-либо страдания. Все это наши кресты, и когда человек ради любви Божией терпеливо несет их, то он приобщается к страданию Господню. Мы не сомневаемся, что претерпевающий что-либо во имя любви Божией с благодарностью стоит уже при дверях райских: крест – и тотчас в рай».

11. «Жизнь сия переменчива: она подобна венку, украшенному различными цветами. Скорбь не всегда скорбь, и радость не всегда радость. Но то и другое Господь обычно посылает рабам Своим попеременно, дабы они всегда держались Одного Бога».

12. «Тот любит себя, кто удаляется от всякой злой страсти и от человека с бесчестным и неприличным нравом, кто удерживает свои чувства от запрещенных вещей».

13. «Поистине вредно и пагубно не только душе, но и телу пьянство, переходящее всякие естественные границы. Теперь люди придумали много пить о здравии за других людей и заочно, а себя безмерно губить этим, ибо от желаний пьяного человека никому не может быть никакой пользы. Как бы много ни пить, вина не одолеешь, тебя же оно совершенно одолеет и обратит в ничто».

14. «Не скупись в раздаянии требующим – да не лишишься всего своего».

15. «Есть такие, которые с немалыми денежными вкладами строят колокола для храмов Божьих, но сами же своих колоколов не слушают; ставят в церкви прекрасно украшенные святые иконы, а сами ленятся молиться своим иконам; созидают храмы Божии, а о созидании души своей не заботятся».

16. «Идти нужно царским путем, то есть умеренной жизнью, умеренной добродетелью. Если ты ничего не имеешь из добрых дел, то опрокинешься в пучине искушений. Если начнешь поднимать бремя выше силы твоей, то скоро погрузишься изнеможением или гордостью. Если же трудиться и подвизаться будешь по силам, пребудешь свободным от бедствий. Знай же, что царский путь – это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть. Таким образом, понемногу, от добродетели к добродетели, ты как по лестнице взойдешь на небо и будешь в раю».

Материал подготовлен М. Л. Рубцовой, референтом по научной работе
наместника Спасо-Яковлевского монастыря