Вторая Пасха и Фома Неверующий в росписях Зачатьевского собора Спасо-Яковлевского монастыря
этот день весна благоухает, и новое творение ликует. В этот день снимаются замки дверей и неверия, когда Фома, друг Христов взывает: «Господь и Бог мой!».
Это слова из службы Фомина воскресенья. В них кратко о том, что же сегодня празднуется в храмах. Весна за окном действительно благоухает, а новое творение — мы, люди, ликуем, ведь через уверение апостола Фомы снимаются замки неверия и у всех тех, кто подобно ему сомневался в Христовом Воскресении.
«Не понапрасну усомнившись в воскресении Твоем, Фома не был отринут; но он старался показать его несомненным для всех народов. Потому, своим неверием уверив всех, он возглашать их научил: « Благословен Господь!» — это тоже из богослужебных песнопений этого дня.
Когда Христос по Своем воскресении явился апостолам, Фомы не было, вот он и не поверил тому, что сказали ему другие. На что Христос дал Фоме лично удостовериться в правде воскресения — Он дал ему осязать Свои раны и поверить, что это Он и есть. После чего Фома воскликнул: «Господь и Бог мой!».
Но это не всё о сегодняшнем празднике. В месяцеслове второе воскресенье после Пасхи имеет свое название — Антипасха.
Это значит «вместо Пасхи» или «Вторая Пасха».
Именно сегодня завершилась Светлая седмица. По окончании литургии закрылись царские врата, а ведь они были открыты всю неделю. Алтарь — прообраз рая, и всю неделю мы могли его видеть. Со дня Антипасхи богослужебная жизнь возвращается в привычное, будничное, русло. Например, возобновляется чтение Псалтири, а её не читали в течении всей Светлой седмицы.
И вот чтобы мы прочувствовали праздник Воскресения Христова еще раз, чтобы вспомнили радость пасхальной ночи, чтобы не сразу вошли в ритм повседневной богослужебной жизни, был установлен праздник Антипасха, или Вторая Пасха.
В Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре есть собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Он построен в 1686 году, а расписан в 1689 году. Строительство и роспись собора велись по инициативе ростовского митрополита Ионы Сысоевича, знаменитого строителя Ростовского кремля.
Именно Зачатьевский собор первым из всех ростовских храмов посетил святитель Димитрий Ростовский, когда приехал на кафедру 1 марта 1702 года. Более того, в первое же посещение этого храма он предсказал свою кончину в Ростове и указал на юго-западный угол Зачатьевского собора, сказав: «Здесь покой мой! Здесь вселюсь во век века!».
Здесь он и был погребен осенью 1709 года. После обретения мощей святителя Димитрия 21 сентября 1752 года они полтора века пребывали в Зачатьевском соборе, пока с 1909 года — года празднования 200-летия со дня кончины св. Димитрия — их не стали на лето переносить в Дмитровский собор обители, построенный на средства графа Н. П. Шереметева.
Фрески Зачатьевского собора современны святителю Димитрию. Лики этих святых встречали его при первом посещении храма. Они же были свидетелями его погребения и обретения мощей. Эти росписи относятся к выдающимся памятникам художественной культуры нашей страны.
Во фресках Зачатьевского собора нашей обители образ апостола Фомы встречается три раза: им начинается деисусный ряд каменного иконостаса, а также апостол Фомы изображен на подкупольной арке. Здесь же рядом находится развернутая композиция «Уверение Фомы».
Очевидно, что личности апостола в системе росписи собора уделялось немалое внимание. Таким образом заказчик постройки храма и его росписи митрополит Иона стремился подчеркнуть важность веры в жизни человека.