Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского
 

Тема интервью – «Путеводитель к стяжанию святости»

Всем известно, что главным трудом жизни святителя Димитрия явилось составление и издание Четьих Миней - собрания житий святых, расположенных по дням празднования в соответствии с кругом годового Богослужения. Именно эти книги принесли ему поистине общецерковную славу и общенародную известность. На несколько столетий им было суждено стать самым любимым и популярным чтением в народе, на их примере вырастали и воспитывались многие поколения русских людей. Необходимо ли сегодня читать Жития святых?

Митрофорный протоиерей Павел Кравченко, настоятель вознесенско-Георгиевского прихода г. Рыбинска, благочинный церквей Рыбинского округа, постоянный член Епархиального Совета, преподаватель Ярославской Духовной Семинарии.

Что касается Житий святых, то человек всегда должен помнить, что мировоззрение формируется не случайными людьми, не народными байками, а, прежде всего, Церковью. Философия не способна человеку дать то, что дает Священное Писание. Слово Божие для нас необходимо. В Ветхом Завете о Боге люди знали очень мало, и когда пришел в мир Спаситель, то Он и принес Божественную истину и Божественное Слово, оставил Евангелие - ту благую весть, которая необходима для каждого человека. Но Евангелие надо не только прочитать, Евангелие нужно не только осознать, по Евангелию человек должен жить. А кто у нас жил по Евангелию? Кто у нас действительно приблизился к Богу? Приблизились люди святой жизни. Человек святой жизни - это тот, который был грешником, а стал святым, который исправил свою жизнь. Так вот многие святые и Ветхого Завета и особенно святые Нового Завета: апостолы, святители, учителя последующих веков, такие как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст - оставили нам свои поучения. И они нам своей жизнью показали, как вообще должен жить православный человек, христианин и как в своей жизни с помощью Божией должен обретать спасение.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, который потрудился над Житиями святых, сделал это не зря. На Руси жития начали писать во времена Иоанна Грозного. Когда мы открываем житие святого, то оно нас поучает, как мы должны жить, как мы должны поступать в том или другом случае. Для людей простых Жития святых - это история не только жизни святого человека, но это и богословие, это и ответ на тот или иной вопрос, это пример для подражания. Поэтому, прочитав Жития святых, можно научиться, как человеку жить в этом мире, подражая Христу и исполняя Его заповеди. Подражая святому, человек сам естественно повторяет ту жизнь, которую прожил святой, он учится. Ведь надо понимать, что не за каждую идею надо умирать, надо знать, когда щеки подставлять, когда надо брать в руки меч и рубить голову врагу Отечества, тому человеку, который пришел разрушать храмы, губить народ. А бывает так, когда враги - это домашние, наши близкие, когда мы должны подставлять щеки, когда мы должны любить врагов своих. И всему этому ответ мы можем найти в Житиях святых.

В жизни святых выражена культура Церкви, культура православного народа. Для того чтобы научиться быть настоящими христианами, мы должны смотреть и помнить слова апостола «почитайте наставников ваших» (Евр. 13,7). Все святые, от века просиявшие, не важно, русские они или греки - для нас являются учителями, наставниками. И мы, почитая их, научаемся слову Божиему, научаемся жизни, научаемся культуре тех, кто действительно просиял верою и жизнью в Церкви Христовой.

Людмила Владимировна Лахирева, преподаватель русского языка и литературы Православной гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова

В школе каждый ребенок получает не только образование, но и воспитывает свою волю, вырабатывает силу духа для будущих жизненных испытаний. Вот почему ему необходимы примеры жизни тех, кто достойно прошел эти испытания, принял сердцем волю Божию и пронес достойно сквозь все невзгоды веру в Бога.

Так, в 8-м классе школьники знакомятся с житием Александра Невского - защитника земли Русской. У него они учатся любить родной дом, ценить то, что завоевано предками. С именем Бога на устах шел Александр Невский в бой защищать веру православную.

Житие преподобного Сергия Радонежского заставляет задуматься о смирении. Дети спрашивают, кто такой Преподобный. Объясняем смысл приставки пре- очень. Подобный - кому? Христу, который без ропота принял ту Чашу, которую Ему уготовил Отец. Постом и молитвой преподобный Сергий смирял свою волю перед волей Господа. А еще это житие учит относиться к труду как к благу, которое тоже послано Всевышним.

Жития учат не только жить, но и умирать достойно. Каждый ребенок знает день своего Ангела, может рассказать о том святом, имя которого носит. Мученицы Варвара, Вера, Надежда, не сомневаясь, умерли за Христа, они открыто смотрели в глаза смерти, потому что знали, что Господь не оставит их.

Житие и жизнь - вещи разные. Жизненный путь проходит каждый человек, а вот житие обретает только тот, кто может подняться над мирской суетой, уподобить себя Христу, принять на душу все страдания и не роптать на Бога, а хвалить Его даже на смертном одре и благодарить за все, что он ни пошлет. Терпению, смирению, умению сердечно с молитвой обращаться к Богу, спокойно нести свой крест, тем самым укрепляя свой дух, - всему этому и учат нас Жития святых

Ирина Дмитриевна Смирнова, зав. епархиальным складом

Жития святых сопровождают православного человека всю жизнь. Едва только малыш начинает осознавать себя в окружающем мире и пытается что-то начинать читать, почти сразу после « Ма-ма мы-ла ра-му» в православной семье ему обязательно сначала расскажут о Господе, о Пресвятой Богородице, о Николае Чудотворце и о многих других святых, которых любят и почитают из поколения в поколение в семье, а затем и дадут в руки книжку с жизнеописанием угодника Божия. Так и пойдет потом маленький человек с ними по жизни, помня про их подвиги и чудеса, почитая и сверяя свою жизнь по самым высоким примерам истинной веры и благочестия, и каждый найдет в них то, что созвучно его душе, его настроению и жизненной ситуации.

Жития и акафисты очень помогают в жизни. И прежде всего своим - «Радуйся!» «Радуйся, яко и мудрых озарил еси, яко и простых сердца обновил еси. Радуйся, славо православных и Церкве непоколебимое утверждение...».

Жития - особенная литература, со своим языком, стилем, манерой повествования и своей сверхзадачей, которую они выполняют на протяжении веков. Откуда бы стало известно о том, что происходило в то или иное время, о том, как развивались события, сформировавшие личность святого и неспешно рассказывающие о том, как человек становился столпом веры и образцом для подражания. Сегодня в каждом храме - изобилие подобной литературы, и неудивительно, что жития были нужны в прошлом, востребованы они и сейчас. Разве не интересно прочитать «Житие Матроны Московской» или «Житие Феодора Ушакова»? Это наше достояние и наше наследство...

Станислав Торопов, иконописец, главный художник иконописной мастерской «Ковчег»

Изучение жития святого, описанного в богословской литературе, является для иконописцев первым и необходимым этапом в работе над иконой.

Создавая многоклеймовую икону, художник отбирает и акцентирует изобразительными средствами наиболее важные вехи в жизни святого, его духовное становление, земной путь и посмертные чудеса.

Особенно важно вычитывать тексты о жизни святых при создании новой иконографии, когда стоит задача разработать клеймовый ряд иконы. В арсенале иконописца есть определенные канонизированные схемы построения композиции. И здесь важны детали, которые можно почерпнуть из описаний жития святого.

Но в чтении житий мы находим не только сухую информацию. Иконописцу важно в первую очередь передать духовный образ, показать величие христианского подвига Святого. И это становится возможным только с тщательным изучением материалов, связанных с личностью святого и его жизненного пути.

Первой серьезной работой над житийным циклом для нас, художников иконописной мастерской «Ковчег» стала икона Святого Патриарха Тихона.

Были прочитаны десятки статей, сохранившиеся документы, письма, все, что могло раскрыть наиболее полно его судьбу. Во время поиска и осмысления информации приходило глубокое понимание величия и святости Патриарха, что было наиболее важно для создания духовного образа Святителя.

Многократно и после этой иконы мы обращались к созданию иконографии житий и чудес. И каждый раз работу начинаем с поиска, прочтения и изучения жития святого.

Владислав Головченко, студент 1 курса Ярославской Духовной Семинарии

Чтение Житий святых побуждает ревность христианской жизни. Вспоминаются слова святителя Игнатия Брянчанинова, который отмечал, что чтение - царица добродетелей. А преподобный Макарий Оптинский вопрошал: «Отчего, спрашивают, расстраивается жизнь христианина? - оттого, что оставляют чтение духовных книг». Иными словами, пренебрегая чтением житийной литературы, мы теряем многие ориентиры в жизни, теряем ревность, постепенно становясь жертвами мирского болота, жертвами страстей.

Юрий Савин, студент 1 курса Ярославской Духовной Семинарии

Жития святых расширяют кругозор и помогают понять окружающий мир, учат различать истинность и ложность, праведность и грех. По своему мизерному опыту могу сказать, что чтение Житий святых иногда производит молитвенное действие: ты читаешь житие и невольно проникаешься духом этого святого. Когда ты его пересказываешь, то возникают чувства благоговения к этому святому. Людям надо говорить о святых, тогда жизнь станет светлее, лучше, а мы - чище, радостнее и добрее. Как говорят святые отцы, когда читаешь житие какого-либо святого, этот угодник Божий молится за нас у престола. А представляете, если читать ежедневно, круглый год, то тогда сколько святых будут молиться! Представляете, какая духовная сила и крепость! Так что читать Жития святых надо, чтобы и нам с Божией помощью достичь святости хоть в малой толике.

Ярославские епархиальные ведомости. 2009 г., ноябрь. № 221. С. 26-28.