Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского
 

Технология Ростовской финифти

Святители Иаков и Димитрий Ростовские. Сер. XIX в.В качестве основания для росписи по эмали используется пластинка из тонкого медного листа необходимой формы и размера, выпуклая с лицевой стороны.

Основой для живописи служит эмалевый грунт, представляющий собой смесь растертой в порошок белой эмали с водой. Он наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой. Чтобы предохранить пластинку от возможной деформации при обжиге в процессе росписи, ее оборотная сторона покрывается эмалевым слоем, называемым "контрэмалью".

Роспись пластинки начинается с рисунка, который выполняется сначала на бумаге. Затем под него подкладывается чистый лист бумаги, и рисунок по контуру прокалывается иглой. На нижнем листе получается точечный отпечаток рисунка. Этот лист накладывается на лицевую по-верхность загрунтованной пластинки и натирается смешанной со скипи-даром сажей, в результате чего рисунок переводится на эмалевую основу.

Для росписи по эмали используются огнеупорные краски с t пл. от 700 до 800 0С. Они готовятся из тщательно растертых пигментов, сме-шанных со скипидаром и лавандовым или скипидарным маслом. Каждая краска имеет определенную температуру плавления и при обжиге изме-няет свой первоначальный цвет. Поэтому живописцы при работе поль-зуются палитрой-"опытницей" - белой эмалевой пластинкой с пробами красок. При помощи ее определяются температура плавления каждой краски и ее цвет после обжига.

На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается "под-малевок"- наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужа-ется.

В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Произ-водится третий обжиг.

При создании несложной композиции с использованием ограни-ченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми от-тенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Этот краткий обзор процесса создания миниатюр на финифти свидетельствует о том, насколько трудоемка и сложна работа художника, ведь малейшее отклонение от строгой последовательности в работе, даже минутная пе-редержка в процессе обжига могут привести к порче произведения, иногда даже на самом последнем этапе, когда роспись эмали уже почти готова. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает золотая или серебрянная оправа, она изготавливается ювелиром. Вставленная в драгоценную оправу, усиливающую значимость и красоту эмали, русская миниатюра может пополнить любую частную коллекцию, стоять на столе, камине, висеть на стене, либо носиться как эксклюзивное ювелирное украшение, преподнесенное в знак любви или дружеского расположения. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живо-писи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение.

(По материалам сайта http://www.kuzhim.com)