Святыни Ростова Великого: Ватопедский образ Пресвятой Богородицы «Отрада», или «Утешение»
Просмотров: 2583
Подписаться на комментарии по RSS
3 февраля Православная Церковь чтит чудотворный образ Божией Матери «Отрада», или «Утешение». Это одна из самых почитаемых и известных святынь «монашеской республики» - Святой Горы Афон.
Чудотворная икона находится в Ватопедском монастыре - старейшей обители Афона, основанной в конце IV века византийским императором Феодосием Великим.
Прославлению образа способствовал случай, который произошел в Ватопедском монастыре 21 января/3 февраля 907 года, когда заступничеством Пресвятой Богородицы, явленном через этот образ, обитель была спасена от нападения и разорения разбойниками.
В Россию список с почитаемой афонской святыни попал в правление царя Иоанна Грозного. Список с чудотворного образа привез с собой ватопедский монах преподобный Максим Грек (1470-1556), вызванный на Русь для участия в «книжной справе», начатой в первой половине царствования Иоанна Грозного. Преподобный Максим скончался в Троице-Сергиевой Лавре, где и был погребен, а впоследствии здесь были обретены его мощи и он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Считается, что благодаря пребыванию в Лавре преподобного Максима список иконы «Отрада», или «Утешение» попал в эту обитель и остался в ней как память об известном книжнике XVI века.
Прошло более века и в Троице-Сергиеву Лавру приехало посольство малороссийского гетмана Ивана Мазепы. В составе этого посольства был игумен Димитрий, будущий святитель Ростовский. В своем дневнике он записал, как патриарх Московский Иоаким (Савелов) благословил его во время встречи в Лавре образом Пресвятой Богородицы. Это было патриаршее благословение на труды над Четьими-Минеями («Житиями святых»), над которыми уже семь лет работал игумен Димитрий. Так список с почитаемой афонской святыни перешел от одного известного книжника к другому.
В народной памяти образ «Отрада», или «Утешение» связался именно с работой свт. Димитрия Ростовского над Четьими-Минеями - главном писательском подвиге его жизни. Перед этим образом святитель молился во время работы, перед ним он скончался в коленопреклоненной молитве ночью 28 октября 1709 года. С этого времени образ неизменно находился рядом с погребением святителя в Зачатьевском соборе Яковлевского монастыря в Ростове.
После канонизации святителя Димитрия икона всегда находилась у его мощей. Поклоняясь святым мощам свт. Димитрия, паломники неизменно прикладывались и к почитаемому им образу Божией Матери, обращаясь к Ней с прошениями и молитвами. Со временем стали известны случаи помощи после молитв у этой иконы. Так келейный образ свт. Димитрия стал почитаемой святыней нашего монастыря и, в целом, города Ростова.
В советское время почитаемая икона считалась пропавшей, но чудесно была возвращена в нашу обитель 25 августа 1997 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. С тех пор святыня находится на своем привычном месте - у мощей свт. Димитрия Ростовского.
История святыни нашего монастыря - келейного образа свт. Димитрия Ростовского Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы «Отрада», или «Утешение» (по-гречески «Парамифия» - буквально «Увещание») стала предметом февральских встреч, которые Спасо-Яковлевский монастырь ежемесячно проводит в различных учреждениях Ростова.
Выбранная тема дала возможность рассказать о том, что такое чудотворные иконы, для чего необходимо освящать иконы и нательные крестики, как исторически были выработаны основы иконопочитания, а также о том, какие различные иконографические особенности характерны для самых почитаемых в Православной Церкви икон Божией Матери.
Беседы подготовила и провела Мария Леонидовна Рубцова, референт наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря по научной работе.
11 февраля прошла встреча в Музее ростовского купечества (Доме Кекиных).
12 февраля беседа была проведена в Центре комплексной социальной помощи «Радуга» г. Ростова.
16 февраля слушателями стали читатели Библиотеки имени В.А. Замыслова г. Ростова.