Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского
 

Святитель Димитрий Ростовский: Поучение о Страхе Божием

Рубрика: ОБИТЕЛЬ СЕГОДНЯ (новости)
Просмотров: 21
Подписаться на комментарии по RSS

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырьПриближается Великий Пост – время покаяния и молитвы, время сугубой тишины и внутренней сосредоточенности. Вступлению в этот Великий Пост по своему духовному настрою соответствует проповедь святителя Димитрия Ростовского, посвященная его размышлениям о Страхе Божием – одной из главных христианских добродетелей.

*****

Благословенные христиане, для евангельской жизни всем нам необходимо учение, которым бы мы могли спастись в этом житейском море от всяких злоключений и вернуть первоначальный вид нашему зданию, который мы утратили после изгнания из прекрасного рая, когда за грехи попали во власть всеядной смерти. Этому учит нас и апостол Павел, говоря своему ученику Тимофею: Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4:16). Где нет учения, там нет добра.

О чем же должно быть это учение? О том, чтобы знать Господа Бога, Творца всего видимого и невидимого, благодарить Его за все устроение этого мира. Кому надлежит его иметь? Всякой разумной душе, то есть человеку. Когда? Каждый день и час каждым вздохом славить и молить Бога. Где надлежит исполнять его? На всяком месте, сидя и находясь в пути, и лежа, мы должны помнить о Боге. Почему надо это делать? Потому что Он сотворил нас, а мы люди Его, мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17:28). Каким образом мы должны исполнять это учение? С благоразумием и любовью, со страхом Божиим.

Любой желающий научиться какому-либо ремеслу или науке старается найти себе хорошего и искусного учителя. Насколько же более нам необходимо искать спасения, чтобы избегнув грехов, пожить праведно, в ожидании вечного наследия и радостного пребывания на небесах! Мы же, бедные, нерадивые, забываем о себе, не ищем учителя, благонравно не поступаем, Господа не боимся, но уклоняемся ко грехам; лишили свой душевный образ видения Бога и подверглись тлению, прилепились к суетным делам и вещам.

Начало мудрости — страх Господень, — говорит премудрый Соломон (Притч. 1:7). Дух Святой научает устами Давида: Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас (Пс. 33:12). Страх Божий полагается и в числе семи даров Святого Духа, поэтому кто будет иметь его в своем сердце, тот преуспеет во всякой добродетели. Если мы имеем страх Божий, помня Его заповеди и то, что Христос совершил наше спасение, указав в Своем лице путь терпения, ведущий в Царство Небесное, то мы скорее и успешнее пойдем по Его стопам и будем исполнять сказанные Им слова: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29).

Каким образом этот страх поселяется в людях? Если мы помыслим, что Бог присутствует везде, что Он все видит и слышит, не только то, что совершается и говорится, но и то, что заключается в глубине сердец, если мы так себя настроим, то не сотворим, не скажем, не помыслим никакого зла и лукавства. Научившись совершать свое спасение со страхом и трепетом (Флп. 2:12), мы сподобимся любви Божией по Его благодати, по предстательству Приснодевы Богородицы Марии и своим стараниям. О такой любви Божией златоустый Иоанн говорит: «Всякий видящий любимого или же вспоминающий о нем возвышается в мыслях, все переносит с терпением и, наслаждаясь воспоминанием, не смутится ничем скорбным в жизни». Все наши злоключения происходят от того, что мы не помним о Боге, как нужно, не имеем Его постоянно в своих мыслях, так что Он как бы говорит нам: «Вы Меня забыли, забуду и Я вас».

Согласно с этим преподобный отец Исаак Сирин учит: «Умудри себя, каждый человек, в том, чтобы полагать в основание своего пути страх Божий, и тогда за немного дней ты устроишь себя во вратах царства, минуя длинный и трудный путь. Страхом Божиим да обновляется вся твоя жизнь, чтобы на всяком пути не удивляться тому, чего нет, не презирать того, что есть, и тогда не прикоснешься к тому, что рассыпается в руках». В этом же смысле говорит Златоуст: «Каждый день мы учим вас, говоря: не думай о себе высоко, человек! Скоропреходяще и изменчиво твое естество: юность сменяется старостью, красота безобразием, сила немощью, почет презрением, здоровье болезнью, слава бесчестием, богатство нищетой. Наша жизнь подобна струе, нигде не останавливающейся и стремящейся по уклону вниз». В воле человека, в молитвенном пребывании, в непостоянстве приятных нам вещей мы имеем великий труд и скорбь, чтобы получить обещанное Царство Небесное. Соблюдает ли кто пост или творит непрестанно молитвы, или хранит воздержание, или занимается рукоделием и какой-либо работой и терпит различные скорби, — все должны иметь одну надежду, одно настроение сердца и мыслей в том, что они идут к Богу и ради Него терпят все случающееся в жизни, так как только через труд познается спокойствие и умиротворение.

Блаженный Августин говорит: «Все христиане, пока живут в теле, не могут быть в этом мире без скорби, печали и тесноты». Почему так устроено, о том говорит святой Златоуст: «Для того Бог устроил нашу жизнь трудной, чтобы мы, очищенные этой печалью, возымели желание будущего. Как ни много при такой печали мы отовсюду испытываем бед и страхов, окруженные постоянными напастями, однако мы с любовью вмещаемся в настоящую жизнь. Если бы наша жизнь не имела ничего из этого, если бы она была беспечальной, разве бы мы помыслили о будущем вечном блаженстве?».

Видя свою краткую жизнь, исполненную трудов и печали, будем стремиться в прекрасный горний Иерусалим, к вечному и радостному упокоению, ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13:14). Этот город видел евангелист Иоанн: Я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Стены его созданы из золота и многоценных камней, его золотые улицы сияют, как стекло пресветлое. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет… И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец, Иисус Христос (Откр. 21:2–4, 23).

Спешить попасть в этот город, подвизаться в добром делании необходимо всякой разумной душе, ведь великий страх и трепет охватит тех, которые не войдут в этот небесный город. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр. 21:27). Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою (Откр. 21:8). Чтобы не лишиться этого небесного и святого града, где в неизреченной радости и сладости лики святых непрестанно воспевают преподобными голосами Святую Троицу, мы должны иметь страх Господень чистый, пребывающий вовек (Пс. 18:10). Надо учиться иметь его и искать учителя, слушать его, как Божия строителя, ведущего к любви Господней. Почитай его как наставника в благонравии и премудрости и как руководителя к бесконечной жизни. Где учение о Боге, там присутствует Бог, поэтому каждый день обращайся к святым, чтобы найти успокоение в их словах.

Естественный путь людей — образ Божий, обретение прекрасной жизни и получение благ, а привнесенный извне путь — путь зла, ставший причиной водворения в мире смерти. Из-за этого через наши богопротивные желания и не различение своим умом Божиих дел и демонских козней против нас мы предаемся суете и соблазнам, падаем и умираем смертью. Когда мы затемняем свое душевное око темнотой греховной тяжести, тогда впадаем в крайнее уныние. Потому, пока тьма страстей еще не совсем покрыла сердечные очи, пока душевная сила в совести побуждает к покаянию, пусть каждый из нас, люди Божии, старается очищать всякую нечистую мглу молитвой, постом и воздержанием, как учит апостол: Все подвижники воздерживаются от всего (1 Кор. 9:25).

Святой авва Марк учил, как надо избегать вредоносных страстей и иметь мир в сердцах. Он говорил: «Хорошо человеку иметь молчание, чтобы заботиться только о необходимом и больше делать для своей пользы, потому что тогда он не видит суетного и ложного, а не виденное не принимает и мысль. То, что не приходит в мысли, не побуждает к мечтанию, а когда не возбуждается память, боголюбивая душа имеет внутри себя глубокий мир, потому что с такими общается Бог, и в любви Его утешается». Такой человек может сказать словами пророка Исайи в посрамление демонов: Страха же вашего не убоимся и не смутимся: яко с нами Бог.

Итак, добродетельному человеку необходимо иметь страх Божий, чтобы душа не прилепилась к земле. Подобает в бодрости сердца совершать брань и презирать все, что у людей в чести, потому что все это порабощает, — приобретение, честь, праздность, слава, телесная красота и подобное этому.

Страх Господень все превосходит, и имеющий его с кем может быть сравнен? — говорит Сирах (Сир. 25:14). Приобретем его, ничего не пожалеем. Если для этого нужно будет отдать душу, не пощадим ее, если нужно пострадать телом, сделаем все, чтобы приобрести этот страх. Тогда ничто для нас не будет поводом для плача: пребываем ли в нищете или в болезни, или в плену у врагов, или в рабстве, или в чем ином печальном, — все это будет содействовать в нас противоположному. Каждый должен стараться о том, чтобы умудрить себя в евангельской проповеди, чтобы очистить свою душу, просветить ум и покорить тело духу, удерживая чувства, которые без страха Божия быстро уклоняются в сторону. Исполняясь терпением в крестной силе Владыки нашего Иисуса Христа, победим всех врагов, восстающих на нас и смущающих наши сердца и помышления, Его Крестом. Крест — великое благо, спасительное оружие и щит, противный супостату дьяволу. Враждуя с ним, ты носишь крест, не просто знаменуясь им, но и испытывая крестные страдания, потому что наша брань уже не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12), которые всегда готовы своей злобой опрокинуть корабль нашего жительства.

Потому воспримем Божественные Писания, читая их; раскроем паруса веры на нашем корабле, а кормчим будет нам слово Божие, которое усмирит дьявольские волны напастей, раздерет их сети и умертвит их вредный яд. Мы же спасемся и наследуем со всеми святыми блага в пресветлых небесах без всякого страха и смущения благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа и ходатайством Пресвятой Богородицы Марии, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

*****

Другие слова, поучения и проповеди, произнесенные ростовским митрополитом Димитрием три столетия тому назад, сегодня можно прочесть в электронном издании «С именем Христовым в сердце», размещенном на сайте Святителя Димитрия Ростовского.