Святитель Димитрий Ростовский: «Об образе и подобии Божием в человеке»
браз Божий и подобие не в теле человеческом образуются, но в душе, ибо Бог не имеет тела: Бог есть Дух бесплотный, и душу человеческую создал бесплотной, Себе подобной, самовластной, разумной, бессмертной, причастной вечности, и связал ее с плотью. Душа есть образ Божий, поскольку имеет тройственную силу, но едино естество. Силы же души человеческой таковы: память, разум, воля; памятью подобна она Богу Отцу, разумом – Богу Сыну, волей – Богу Духу Святому. Как в Святой Троице, хотя и три лица, однако не три бога, а один Бог: так и в душе человеческой, хотя (как говорится) три душевные силы, однако не три души, но одна душа.
Разницу между образом и подобием Божиим в человеческой душе так объясняют святые отцы: образ Божий принимает душа от Бога в момент своего создания, подобие же Божие совершается в ней в крещении; Образ [Божий заключен] в разуме, подобие – в произволении; образ – в самовластии (свободе), подобие – в добродетелях, как и Христос в Евангелии говорит: будьте подобны Отцу вашему, Который на небесах: подобны же кротостью, благостью, незлобием, и проч… Мне предоставил Бог самому стремиться к подобию Божию, образ дав, чтобы быть мыслящим (словесным), подобие же – чтобы быть христианином.
Будите (рече Христос) совершенни, якоже Отец ваш небесный совершенен есть. Видишь ты, в каком случае Господь дарует нам подобие? Там, где мы уподобляемся Тому, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5.45). Если ненавидишь лукавство, непамятозлобив, не поминаешь вчерашней вражды, если братолюбив и сострадателен, то ты уподобляешься Богу; если ты простил врага от всего сердца, то тем уподобился Богу; если, по примеру отношения Бога к тебе, грешнику, так же относишься к согрешившему собрату, то благоутробием ты уподобился Богу; то, что имеешь по образу Божию, – имеешь, чтобы мыслить, а что по подобию – чтобы творить благостыню.
Да ведаем мы, что образ Божий есть и в душе неверного, подобие же – только в добродетельном христианине; когда христианин согрешает смертным грехом, тогда лишается только подобия Божия, но не образа. И даже если он на муки вечные будет осужден, образ Божий в нем навеки останется, подобие же уже не обретется никогда».