Святитель Димитрий Ростовский и Спасо-Яковлевский монастырь: «Зде вселюся в век века»
е покой мой, зде вселюся в век века - пророчески предрек ростовский митрополит Димитрий, в марте 1701 г. впервые посетив Яковлевский монастырь, направляясь из Москвы в Ростов, на место своего будущего архиерейского служения.
Эту обитель Ростовский Владыка избрал местом своего погребения, и она после обретения мощей Святителя стала мемориалом нового чудотворца, храня живую память о первом Российском святом нового времени.
Митрополит Димитрий (1651-1709 гг.) являлся одним из выдающихся деятелей Русской Церкви последней четверти XVII – начала XVIII вв., он прославил свое имя как архиерей, пастырь и проповедник, агиограф, историк и духовный писатель.
Ростовская кафедра стала последним местом его служения, он возглавил ее в 1702 г. и управлял ею до 1709 г.
Владыка оставил распоряжение похоронить себя в Яковлевском монастыре, основанном в конце XIV столетия епископом Иаковом. В своем завещании он писал: «Да погребут мя в монастыре Святого Иакова, епископа Ростовского, во угле церковном, иде же место назнаменовах, о сем челом бью».
В 1709 г., в ночь на 28 октября, митрополит Димитрий скончался, а 2 ноября его тело было предано земле в юго-западном углу храма Зачатия св. Анны Яковлевского монастыря.
21 сентября 1752 г. произошло обретение мощей святителя, и спустя несколько лет, 1 апреля 1757 г., они были оглашены «совершенно святыми».
Ростовский митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в XVIII столетии. У его гроба происходили сотни исцелений. Яковлевский монастырь, хранивший чудотворные мощи святителя, стал центром паломничества для многих страждущих, стремившихся прикоснуться к новому источнику Божественной благодати.
В марте 1765 г. по воле императрицы Екатерины II, являвшейся ревностной почитательницей св. Димитрия, Яковлевский монастырь был объявлен ставропигиальным, вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Обитель была причислена к монастырям второго класса, и в ней была учреждена архимандрия. В том же году к Яковлевскому монастырю был присоединен располагавшийся по соседству с ним Спасо-Песоцкий.
Со времени обретения мощей св. Димитрия материальное положение Яковлевского монастыря приобрело новую прочную основу: «Обитель имела неоскудный источник к своему содержанию - чудотворные мощи св. Димитрия, Митрополита Ростовского, и особенное народное усердие к сему Святителю». Монастырь находился на государственном обеспечении, имел церковные доходы, но основным источником благосостояния являлись денежные вклады богомольцев - почитателей св. Димитрия.
Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: сооружаются келейные корпуса, ограда, башни, высокая колокольня. В северо-восточном углу монастыря возводится новый монастырский собор - огромный и величественный храм св. Димитрия Ростовского. Строительство Димитриевского собора финансировалось графом Николаем Петровичем Шереметевым, пожертвовавшим монастырю 90 тысяч рублей. 27 октября 1801 г., в день памяти св. Димитрия, посвященный ему монастырский храм был освящен Ярославским архиепископом Павлом.
В 1834 г. Яковлевский монастырь был возведен в степень монастырей I класса, а спустя два года Синод указал присвоить монастырю наименование Спасо-Яковлевский-Димитриев. С этого времени имя святителя вошло в название монастыря.
По монастырской традиции, один из членов братии становился гробовым иеромонахом, хранящим величайшую святыню обители - мощи святителя.
Самым известным из них был иеромонах Амфилохий, который более сорока лет состоял при гробе Димитрия и в первой четверти XIX в. прославил себя подвигом старчества. Этого старца, отличавшегося особенным благочестием, знали и почитали члены царствующей семьи.
В XIX - начале XX столетий на богомолье в Спасо-Яковлевском монастыре побывали все русские государи и многие великие князья и княгини царствующей фамилии. Открытие паломничества представителей дома Романовых в Спасо-Яковлевский монастырь было напрямую связано с прославлением Димитрия Ростовского. Со второй половины XVIII в. эта обитель посещалась чаще, чем древнейшая святыня Ростова, Успенский собор, и другие монастыри города. Как правило, церемония встречи царствующих особ в Спасо-Яковлевском монастыре сопровождалась колокольным звоном, шествием в монастырь через святые врата, служением молебнов свт. Димитрию. Высоким гостям демонстрировались достопримечательности монастыря: монастырские храмы, святыни и сокровища ризницы.
На память о монастыре вручались подарки. Зачастую это были иконы св. Димитрия Ростовского или образки из финифти с его изображением. Каждое посещение монастыря представителями царствующего дома возвышало статус обители. Духовный авторитет монастыря укреплялся и благодаря «всегдашнему благоволению всех царствующих особ к этому месту особливой благодати Божией».
Славе монастыря способствовала монастырская ризница, в состав которой входили вещи, принадлежавшие св. Димитрию Ростовскому, такие как митра, извлеченная из гроба митрополита Димитрия при обретении его мощей; атласные ризы малинового цвета, переделанные из его саккоса; белое полотенце, присланное святителю из Иерусалима. Наряду с мемориальными предметами в ризнице хранились вклады многочисленных почитателей св. Димитрия, как, например, пожертвованная графом Н.П. Шереметевым кованая золотая митра, украшенная бриллиантами и аметистами стоимостью в 12 тысяч рублей.
Заказным молебнам, акафистам и службам св. Димитрию Ростовскому, которые служились в обители по настоянию многочисленных богомольцев, не было числа.
Выбор святителем Димитрием Яковлевского монастыря местом своего захоронения обусловили сохранение существования и процветание Ростовского Яковлевского монастыря. Не будет преувеличением сказать, что митрополиту Димитрию эта обитель была обязана жизнью, славой и богатством. Со второй половины XVIII столетия существование Спасо-Яковлевского монастыря было посвящено идее прославления святого Димитрия Ростовского.
Публикация:
Виденеева Алла. «Зде вселюся в век века» // Ярославские епархиальные ведомости. 2003 г., октябрь.