Святитель Димитрий Ростовский
Просмотров: 457
Подписаться на комментарии по RSS
остовский митрополит Димитрий (1651–1709) – один из известнейших деятелей Русской Церкви последней четверти XVII – начала XVIII в. – прославленный архиерей, пастырь и проповедник, агиограф, духовный писатель и драматург.
Его мирское – Даниил Туптало, он родился в декабре 1651 года в местечке Макарово Киевской губернии. В юные годы принял монашество в Киевском Кирилловском монастыре. Димитрий в совершенстве владел даром слова, был щедро одарен талантом проповедника и писателя – не случайно его называли Российским Златоустом. Многие годы он являлся проповедником и настоятелем различных монастырей Малороссии, был известен благочестием и ученостью.
Жизнь и творчество Димитрия Ростовского принято делить на два периода: малорусский, то есть украинский и великорусский – российский. Границей между ними служит переезд Димитрия в Россию в феврале 1701 года.
Здесь он был поставлен во главе Ростовской епархии. Ростовская архиерейская кафедра стала последним местом служения митрополита Димитрия, он возглавил ее в 1702 году и оставался ростовским архиереем до своей смерти, последовавшей в 1709 году. «Около восьми лет пробыл свт. Димитрий в Ростове: писал его жизнеописатель И. А. Шляпкин, – и эти годы были венцом всей жизни святителя. Жизнь его кончилась с приездом в Москву, в Ростове началось житие».
В Ростов он прибыл 2 марта 1702 года, во вторую неделю Великого поста. И самой первой обителью, посещенной им в нашем городе, стал Яковлевский монастырь. Войдя в монастырский собор, митрополит Димитрий, указав на юго-западный угол, назначил для себя место будущего погребения и пророчески предрек: «Се покой мой: здесь вселюся в век века». И он воистину вселился здесь навеки, прославив и свою обитель, и свой город, и свою епархию.
Совершив свою первую литургию в кафедральном Успенском соборе, святитель обратился к своей новой пастве с речью, в которой произнес такие слова: «Пришел я к вам с любовью. ... Я должен вразумлять безчинствующих, утешать малодушных, заступаться за немощных и быть долготерпеливым во всем. Я должен любить добрых, злых же наказывать милостиво, заботиться об общей пользе, всем тщательно искать спасения и о всех молиться». Владыка исполнил свое обещание, он управлял епархией мудро и справедливо и никогда не прибегал к суровым мерам.
Для просвещения духовенства владыка писал поучения, сочинял наставления, читал проповеди. Главной обязанностью священников он почитал непрестанную заботу о пастве.
Чтобы подготовить для Церкви достойных служителей, митрополит Димитрий основал при архиерейском доме духовное училище, собрав в нем более двухсот детей. Школа открылась 1 сентября 1702 года.
Немало сил святитель отдавал борьбе с расколом, для обличения раскольничьих заблуждений им была написана книга «Розыск о раскольнической брынской вере».
Являясь во всем образцом благочестия, ростовский владыка неустанно старался искоренять в людях злые нравы, зависть, неправду и другие пороки. По словам его жития, «христианския добродетели святаго Димитрия одинаково сияли и в иноческой келлии, и на святительской кафедре. Особенно же ярко светили в жизни его молитва, пост, смирение, нестяжательность и любовь к бедным и сиротам».
В своем завещании Димитрий писал: «С тех пор, как принял на себя иноческий образ и обещал Богу нищету произвольную, даже до приближения ко гробу, не собирал я имения, кроме книг святых, ни злата, ни сребра, ни излишних одежд, кроме самых нужных, но старался соблюсти нестяжание и нищету иноческую духом и самым делом, полагаясь во всем на Промысл Божий, никогда меня не оставлявший».
Митрополит Димитрий являлся сочинителем многочисленных исторических и духовно-нравственных произведений, был автором множества проповедей. Свое творчество владыка расценивал как письменную проповедь, он утверждал: «моему сану надлежит слово Божие проповедати не точие языком, но и пишущей рукою. То мое дело, то мое звание, то моя должность».
Главным трудом его жизни явилось составление Четьих Миней – свода Житий святых, над которыми он неустанно трудился больше двадцати лет. В итоге сложилось многотомное собрание Житий святых, расположенных по церковному календарю, по дням празднования их памяти - назидательное чтение на каждый день месяца. Создание Четьих Миней стало настоящим духовным подвигом, принесшим святому Димитрию и общецерковную, и общенародную известность.
В собственноручном завещании митрополит Димитрий местом своего захоронения назначил Яковлевский монастырь. В 1709 году, в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, он скончался. Смертный час настиг его, когда он, стоя на коленях, творил молитву.
Святитель был похоронен в Яковлевском монастыре, в юго-западном углу храма Зачатия св. Анны, в 1752 году здесь произошло обретение его мощей. У его гроба исцелялись сотни людей, что подтверждают достоверные, документально зафиксированные свидетельства. Исцеления именем свт. Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России.
В апреле 1757 года, в первый день Пасхи, чудотворные мощи владыки были оглашены совершенно святыми. День их обретения – 21 сентября (4 октября по нов. стилю), также как и день кончины владыки – 28 октября (10 ноября по нов. стилю), назначались днями празднования его памяти.
Прославление святителя Димитрия – первая канонизация синодального периода Русской Церкви и единственная, произошедшая в России в течение XVIII столетия. Так ростовский чудотворец снискал славу первого святого Российской империи.