Святитель Димитрий на Ростовской кафедре
остовский митрополит Димитрий являлся одним из известнейших деятелей Русской Церкви последней четверти XVII – начала XVIII вв., прославивший свое имя как пастырь и проповедник, драматург и публицист, летописец и агиограф.
Мирское имя Димитрия – Даниил Туптало, он родился в декабре 1651 г. в местечке Макарово Киевской губернии, семнадцатилетним принял монашество в Киевском Кирилловском монастыре. Димитрий в совершенстве владел даром слова, не случайно Церковь назвала его Российским Златоустом − в возрасте 25 лет он читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова. Многие годы он являлся проповедником и настоятелем различных монастырей Малороссии, был известен благочестием и ученостью.
Главным трудом жизни митрополита Димитрия явилось составление Миней Четьих − свода оригинальных и переводных житийных и риторических памятников церковно-учительного и исторического характера, состоящего из 12 книг. При составлении этой фундаментальной агиографической энциклопедии святитель собирал, дополнял и исправлял жития и поучения. К работе над Минеями Четьими он приступил в 1684 г. по благословению старцев Киево-Печерской лавры, а завершил их в 1705 г. в Ростове. Творения св. Димитрия были широко известны и любимы читателями. По словам Д.С. Лихачева, он был «последним писателем [Древней Руси], который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».
Ростовская кафедра стала последним местом служения митрополита Димитрия, он возглавил ее в 1702 г. и оставался ростовским архиереем до самой смерти, последовавшей в 1709 г.
В Ростов он прибыл 2 марта 1702 г., во вторую неделю Великого поста и Яковлевская обитель стала первым монастырем, который был посещен им в Ростове. Войдя в монастырский собор, митрополит Димитрий, указав на юго-западный угол, назначил для себя место будущего погребения и пророчески предрек «Се покой мой: здесь вселюся во век века».
Владыка управлял паствой мудро и справедливо и никогда не прибегал к суровым мерам. Вступив в управление своей паствы, он разослал священнослужителям епархии окружные послания, с разъяснением их обязанностей. Для просвещения духовенства писал поучения, сочинял наставления, читал проповеди. Главной обязанностью священников святитель Димитрий почитал заботу о пастве. В своем наказе к благочинным он писал: «Священником же велеть научать прихожан своих мужеска и женска полу и детей их, чтоб они пред отцы духовными в год в четыре святыя посты исповедывались … и в церкви Божии приходили непрестанно, паче же в воскресныя дни, … и стояли б в церквах чинно и немятежно со страхом, и слушали б божественнаго пения со всяким вниманием, и Господу Богу о содеянных своих гресех молились». Святитель увещевал священников чаще причащать прихожан, ибо и малые грехи могут привести к духовной смерти, как песок, собранный из мелких песчинок в мешке, может потопить не хуже большого камня, привязанного на шею.
Чтобы подготовить для Церкви способных служителей, митрополит Димитрий основал при архиерейском доме духовное училище, собрав в нем более двухсот детей. Школа открылась 1 сентября 1702 г. В ней преподавали отобранные владыкой учителя, сам митрополит нередко посещал ее, экзаменовал учеников. Их учили азбуке, чтению и письму, пению и закону Божию, основам латинского и греческого языков. Обучение и содержание школьников было бесплатным, и хотя школа предназначалась для детей духовенства, в нее принимали представителей всех сословий.
Немало сил владыка отдавал борьбе с расколом, для обличения раскольничьих заблуждений им была написана книга «Розыск о раскольнической брынской вере».
Материальное обеспечение богатой и могущественной некогда Ростовской кафедры в начале XVIII столетия оставляло желать лучшего. Петровская церковная реформа, возобновление деятельности Монастырского Приказа, введение государственного контроля над вотчинами церковных корпораций, обложение архиерейских домов и монастырей множеством налогов − все эти обстоятельства привели к оскудению казны Ростовского архиерейского дома. В декабре 1706 г. в одном из своих писем митрополит Димитрий писал: «попущением Божиим сотворшаяся дому архиерейскому скудость … и уже вся та, чем дому архиерейскому питатися, от нас отнята суть: оскудевшее убо во всем». Получив в декабре 1708 г. в подарок от митрополита Иова полбочки рыбы, ростовский владыка, благодаря его, писал: «не имам чим воздать, убог сый; молю богатаго в милости Христа, да Он воздаст».
В письме к своему другу, монаху Новгородского Чудова монастыря Феологу, митрополит Димитрий писал: «Христос, чаю, забился в чуланчик сердца Феологова и почивает на одре боголюбезных мыслей его, а отец Феолог ему рад, потчует его вином умиления. Попроси Его, чтобы и меня посетил, ибо немоществую».
Являясь во всем образцом благочестия, святитель неустанно старался искоренять в людях злые нравы, зависть, неправду и другие пороки. Христианские добродетели св. Димитрия одинаково сияли и в иноческой келье, и на святительской кафедре.
В собственноручном завещании митрополит Димитрий местом своего захоронения назначил Яковлевский монастырь. Согласно церковной традиции, местом захоронения епархиальных владык обычно служил кафедральный храм. Ростовский Успенский собор до конца XVIII в. являлся некрополем архиереев, возглавлявших Ростовскую кафедру, среди которых прославленные ростовские святые − епископы Леонтий, Исайя и Игнатий. Вопреки установленным правилам, митрополит Димитрий избрал местом своего упокоения удаленный от центра города монастырь, в котором покоились мощи епископа Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти ростовского чудотворца. В своем завещании владыка писал: «Аще же владычествующих изволение повелит мя, умерша, погребсти по обычаю, да погребут мя в монастыре Святаго Иакова епископа Ростовскаго, во угле церковном, иде же место ми назнаменовах, о сем челом бью».
В 1709 г., в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. После отпевания в Успенском соборе, тело владыки до конца ноября находилось в церкви Спаса на Сенях, крестовом храме архиерейской резиденции, похороны задерживались в связи с ожиданием приезда давнего друга Димитрия − рязанского митрополита Стефана Яворского, экзарха и местоблюстителя патриаршего престола. Ростовское духовенство и жители города склонялись к тому, что местом погребения их владыки должен стать Успенский собор, но Стефан Яворский настоял на исполнении воли Димитрия. В день погребения, 25 ноября, Стефан Яворский повторил в Успенском соборе чин отпевания, после чего тело Димитрия было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в юго-западном углу монастырского собора – храма Зачатия св. Анны.
На месте погребения ростовского митрополита была установлена деревянная гробница, которую украсила эпитафия, сочиненная митрополитом Стефаном Яворским. В ней были такие строки:
«Вси вы Ростова града людие рыдайте,
Пастыря умершаго слезно поминайте,
Димитрия владыку и Преосвященна,
Митрополита тиха и смиренна».