Ставропигиальный монастырь
Просмотров: 5821
Подписаться на комментарии по RSS
анонизация св. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила его жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 года, при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря, по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия.
Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом императрицы Екатерины II он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Следует подчеркнуть, что столь высокого положения достигали лишь избранные русские монастыри. Знаменательно, что ставропигиальным Яковлевский монастырь стал одновременно с прославленной обителью Русского Севера − Соловецким монастырем.
26 марта 1765 г. Яковлевский монастырь был причислен к монастырям второго класса, что гарантировало ему стабильное государственное содержание. Сообразно статусу второклассного монастыря, он ежегодно получал от казны около полутора тысяч рублей.
В тот же день, 26 марта, настоятелем монастыря был утвержден архимандрит Павел, переведенный из Новгородского Духова монастыря. С этого времени все последующие настоятели имели сан не ниже архимандрита.
Примечательно, что предоставление монастырю титула ставропигии, причисление его ко второму классу и учреждение в нем архимандритии было произведено по воле императрицы Екатерины II, особенно почитавшей св. Димитрия и благоволившей к Яковлевскому монастырю.
В 1765 г. по распоряжению ростовского епископа Афанасия к Яковлевскому монастырю был присоединен располагавшийся по соседству Спасо-Песоцкий, что существенно увеличило его размеры. Территория Спасского монастыря впоследствии использовалась как хозяйственная зона, а один из двух его храмов, вместе с колокольней за ненадобностью был разобран. Единственным сохранившимся памятником Спасской обители остался бывший монастырский собор – Спасский храм, построенный в XVII веке.
Итак, буквально в одночасье Яковлевский монастырь возвысил свой статус, укрепил материальное положение и расширил свои пределы. Но, пожалуй, самым важным явилось то обстоятельство, что за год до всех этих значительных и замечательных перемен, в ходе секуляризационной реформы 1764 г. монастырь избегает упразднения, и основанием тому явились молитвенный покров и всероссийская слава святителя Димитрия.
С середины XVIII столетия Яковлевской монастырь входит в период своего расцвета и становится новым центром духовной жизни не только Ростова, но и всей Ярославо-Ростовской епархии.
В последней четверти XVIII – начале XIX веков весь монастырский ансамбль, за исключением Зачатиевского собора, был заново отстроен в камне. При этом территория монастыря существенно расширилась и получила новую регулярную планировку.
Просторный, квадратный в плане парадный двор обители окружался достаточно высокой каменной стеной. Четыре башни возвышались по углам, а две надвратные размещались друг против друга, по центру южной и северной сторон ограды. Южные ворота, обращенные к озеру, назывались “водяными”, а северные − “въездными”. В западной части двора располагались жилые корпуса. В северо-западном углу находились соединенные под прямым углом двухэтажные братские корпуса, построенные в первой половине 1780-х годов. Ближе к юго-западному углу двора в 1784-1785 гг. был возведен настоятельский корпус. На протяжении двух последующих лет производилась отделка “печной, штукатурной и столярной работой” двух его этажей. В 1790-1792 гг. был построен трапезный корпус, соединивший настоятельский с братским. Вытянутые в линию жилые корпуса располагались таким образом, что заменяли собой почти всю западную и часть северной сторон ограды монастыря.