Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского
 

Спасский храм

Рубрика: ХРАМЫ ОБИТЕЛИ -> Спасский храм
Просмотров: 1811
Подписаться на комментарии по RSS

«Церковь Спаса на Песках – один из интереснейших памятников архитектуры. Она расположена по соседству с Яковлевским монастырем и сохранилась от некогда существовавшего здесь Спасского что на Песках монастыря.

Спасский что на Песках монастырь был основан во второй половине XIII века княгиней Марией – дочерью тверского князя Михаила и женой князя Василька Ростовского. Основательница монастыря княгиня Мария в 1271 году была погребена под Спасской церковью, что и послужило поводом для переименования монастыря в «Спасский что на Песках княгинин монастырь».

До конца XVI столетия все строения монастыря, в том числе и ограда, были деревянными. Каменное строительство началось в нем в конце XVI или в начале XVII века, когда была построена соборная церковь Спаса Преображения. В главном помещении этого храма, слева от входа, имеется надпись XIX века, рассказывающая о том, что Спасская церковь была освящена митрополитом ростовским Кириллом 1 июля 1603 года. В XVII веке рядом с ней была воздвигнута каменная теплая Георгиевская церковь и построена паперть, соединявшая ее с церковью Преображения. Над папертью возвышалась шатровая колокольня. Надо полагать, что в это же время была изменена и церковь Спаса-Преображения, имеющая черты архитектуры второй половины XVII века. […]

[От архитектурного ансамбля Спасо-Песоцкого монастыря] сохранилась лишь Спасская церковь. Однако в 1879 году ее перестроили. Древние своды над подклетом были переделаны, сделан новый пол, в подклете была оборудована Сергиевская церковь, а ее стены и своды расписаны масляными красками.

В дошедшем до нас виде Спасская церковь – пятиглавое, двухсветное на подклете сооружение с двухсторонней галереей, тремя пониженными апсидами и прекрасными маковицами, близкими по форме к маковицам XVI века. Верхняя часть фасадов главного четверика церкви и нижние части барабанов ее глав снабжены аркатурными поясами, каждое звено которых имеет шлемовидное завершение. Стены фасадов разделены по вертикали гладкими лопатками. Некоторые окна храма обрамлены фигурными наличниками, выложенными из тесаного кирпича. Фасады галереи украшены керамическими вставками с изображениями всадников, цветов и схематических картин строительных работ.

В 70-х годах XVII века помещения церкви и галерей были оштукатурены, а восточная стена ниже иконостаса расписана фресками, характерными для ростовских стенописей того времени. Проемы алтарных дверей богато орнаментованы. Над ними в фигурных обрамлениях размещены отдельные композиции. Промежутки между иконами нижнего ряда и иконостасом заполнены фризами с летящими в облаках ангелами. Фигуры ангелов в белых одеждах украшают и колонки перед алтарными вратами. Живопись исполнена в лазурно-бирюзовых и золотистых тонах. Роспись на стенах храма и галереи выполнена в XIX веке по штукатурке XVII века».

Из книги: Баниге В.С., Брюсова В.Г., Гнедовский Б.В., Щапов Н.Б. Ростов Ярославский. Ярославль, 1957. С. 136-140