Спасская церковь Спасо-Яковлевского монастыря: возрожденная красота
ксперт по истории и архитектуре Уильям Брумфилд исследует одну из самых красивых церквей в Ростове – древнем городе центральной России, хранящем память о своей великой истории.
Город Ростов часто называют «Великим» (Ростов Великий), чтобы отличить его от южного города Ростова-на-Дону. Находящийся примерно в 200 км к северо-востоку от Москвы, он раскинулся на северном берегу озера Неро, в прекрасном природном окружении. Красота природного ландшафта особенно очевидна в окрестностях Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, расположенного на западной окраине города, с великолепным видом на озеро.
Среди монастырских храмов один из самых совершенных – храм Спаса на песках. Известный российский фотограф Сергей Прокудин-Горский запечатлел красоту этого храма во время своего визита в 1911 году. Мои фотографии были сделаны в период с 1992 по 2019 год.
Ростов является одним из самых ранних исторически засвидетельствованных городов России, он впервые упоминается под 862 годом в древней летописи «Повесть временных лет». В течение X века славянские поселенцы, главным образом из новгородских земель, переселялись в эту область, уже заселенную финно-угорскими племенами.
В 988 году великий киевский князь Владимир передал ростовские земли одному из своих сыновей Ярославу Мудрому, выдающемуся деятелю истории Древней Руси. К середине XI века Ростовские земли перешли к сыну Ярослава Всеволоду. К этим временам относится христианизация Ростова, осуществленная первыми христианскими миссионерами, такими как святитель Леонтий Ростовский.
Укрепление церковной власти символизировалось сооружением каменного собора Успения Пресвятой Богородицы, начатым в середине XII века владимирским князем Андреем Боголюбским и перестроенным князем Константином Всеволодовичем в 1220-х годах. Хотя Ростов был захвачен во время монгольского нашествия 1237-38 годов, cобор и другие церкви оставались практически нетронутыми. Несмотря на повсеместное опустошение Руси, Ростов стал центром религиозного обучения и миссионерской деятельности, создав таких видных первопроходцев, как святитель Стефан Пермский.
Сложная и выдающаяся история
Самым первым монастырем Древней Руси, основанным после монгольского вторжения, стала ростовская обитель, посвященная Преображению Господню, получившая дополнительное название «Песоцкий» из-за расположения на песчаном грунте около озера.
Этот монастырь был основан княгиней Марией Михайловной (1212? -1271) в память о ее муже князе Васильке Константиновиче Ростовском. В течение 1220-х годов Василько участвовал в нескольких кампаниях среди воюющих княжеств, которые составляли земли Древней Руси. Он также завершил строительство нового Успенского собора, начатого его отцом Константином и освященного в 1230 году. В начале марта 1238 года князь Василько был захвачен в плен во время крупного сражения между монгольскими войсками во главе с Бурундаем и русскими войсками на реке Сить (недалеко от Волги). Отказавшись принять монгольскую власть, Василько был замучен и убит. Впоследствии его тело найдено и возвращено в Ростов. Князь был похоронен в Успенском соборе. Впоследствии он был канонизирован в лике мучеников.
После кончины Василька княгиня Мария основала в его память Спасский монастырь. Княгиня Мария, дочерь князя Михаила Черниговского, участвовала в различных просветительских проектах, таких как составление летописной хроники при поддержке ростовского епископа Кирилла.
В 1271 году княгиня Мария была похоронена под деревянной Спасо-Преображенской церковью Спасо-Песоцком монастыре. Спустя несколько лет, в 1278 году, там также был похоронен ее младший сын Глеб, князь Белозерский и Ростовский.
Обитель Спаса на песках
Спасо-Преображенская церковь - единственное сохранившееся сооружение Спасо-Песоцкого монастыря, который долгие века соседствовал с Яковлевским монастырем. Монументальное белоснежное сооружение с парящей короной из куполов. Пожалуй, это самая гармоничная и живописная церковь Ростова.
Существует некоторая неопределенность в отношении сроков ее строительства. Церковная надпись гласит, что храм был построен в 1603 году, за несколько лет до разграбления Ростова в 1608 году во время продолжительного династического кризиса, известного как Смутное время.
Однако есть основания полагать, что это здание было перестроено и расширено во второй половине 17 века, вероятно, при поддержке митрополита Ионы. Его интенсивная строительная деятельность украсила Ростовскую епархию множеством храмов, а ее венцом служит создание великолепного ансамбля архиерейского двора - Ростовского кремля.
Фасады Спасской церкви обозначены тремя рядами окон, разделенных вертикальными лопатками. Храм поставлен на высоком подклете, в него ведет широкое крыльцо.
В нижнем ярусе в конце XIX века был основан храм в честь преподобного Сергия Радонежского – «отца» русского монашества. Главный храм, поднятый на большую высоту, был в начале 1890-х годов расписан фресками.
На фотографии С. Прокудина-Горского запечатлен празднично украшенный главный (западный) портал Спасской церкви. Мои фотографии этого храма сделаны в течение трех десятилетий. Они напоминают о периоде его заброшенности в начале 1990-х годов и демонстрируют то замечательное состояние, в котором памятник находится в настоящее время.
В XVII веке в состав ансамбля Спасо-Песоцкого монастыря, наряду со Спасским храмом, входили Георгиевская церковь, колокольня, келейные корпуса и ограда. Но ничего из этого, за исключением изумительно красивого Спасского храма, не сохранилось. А причиной тому стало присоединение Спасского монастыря к Яковлевскому, осуществленное в 1765 году, после знаменитой монастырской реформы, уничтожившей значительное число российских монастырей.
Объединение, закрытие, возрождение
В 1389 году епископ Иаков основал под стенами Спасского монастыря свою обитель. Исторически достоверной информации об этом мало, но согласно местному церковному преданию, после изгнания с архиерейской кафедры, епископ построил здесь бревенчатый храм в честь Зачатия Святой Анны и устроил здесь свой монастырь.
После кончины в ноябре 1392 года Иаков был похоронен в церкви. В конце 1540-х годов он был канонизирован во время на церковных Соборах, созванных митрополитом Макарием для признания русских святых. Небольшая уединенная обитель, созданная Иаковом, стала известна как Яковлевский монастырь.
С середины XVIII века этот монастырь вступил в пору своего расцвета, обусловленного канонизацией святителя Димитрия Ростовского. Митрополит Дмитрий (Туптало) в 1702 году был избран царем Петром I (Великим) на должность главы Ростовской митрополии. Димитрий был одним из самых выдающихся церковных деятелей во время правления Петра. В 1709 году он был похоронен в Яковлевском монастыре. С 1757 года, после причисления Димитрия к лику святых, этот монастырь стал местом паломничества к святым мощам Нового Российского чудотворца. Здесь побывали самые именитые лица, так, императрица Екатерина Великая посетила его в 1763 году, в начале своего правления.
В 1764 году Спасо-Песоцкий монастырь был закрыт, в связи с реорганизацией императрицей Екатериной российской монашеской системы. Его территория, его имущество поступили в ведение соседнего Яковлевского монастыря, который благополучно продолжил свое существование под небесным покровительством святителя Димитрия.
Впоследствии, в знак признания этого приобретения расширенное заведение было переименовано в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.
Монастырским властям, управляющим Яковлевской обителью, показалось нецелесообразным поддерживать так много дополнительных зданий, и в 1777 году были разрушены колокольня и церковь Св. Георгия. Их тщательно сохранившиеся кирпичи были использованы для сооружения стен Яковлевского монастыря в конце XVIII века. К счастью, Спасо-Преображенская церковь сохранилась.
Процветание Спасо-Яковлевского монастыря подошел к концу с установлением в России советской власти. После его закрытия в середине 1920-х годов Ростовский музей сохранил некоторые монастырские сокровища. Однако в целом монастырские сооружения, в том числе Спасо-Преображенская церковь, были разграблены и изуродованы в результате использования их в другие целях. Степень пренебрежения к Спасскому храму очевидна из моих фотографий 1990-х годов.
После возвращения Спасителя-Яковлевского монастыря Русской Православной Церкви в апреле 1991 года всесторонними реставрационными усилиями монастырь, как значительное монашеское учреждение Центральной России, сумел восстановить и Спасо-Преображенский храм.
Церковь Спаса на песке, заброшенная в конце ХХ века, в начале XXI столетия была возрождена и отреставрирована, благоустроена и украшена. В 2009 году состоялось ее освящение. Расположенная в некотором удалении от прочих монастырских храмов, сияющая своими белоснежными стенами, она лирически красива в своей исторически обусловленной изоляции.
В начале ХХ века русский фотограф Сергей Прокудин-Горский изобрел сложный процесс для цветной фотографии. Между 1903 и 1916 годами он путешествовал по Российской империи и сделал более 2000 фотографий по своей новой технологии, при которой для каждого снимка объединялись три экспонирования на стеклянной пластине. В августе 1918 года он покинул Россию с большой частью своей коллекции стеклянных негативов и в конечном итоге обосновался во Франции. После его смерти в Париже в 1944 году, его наследники продали эту уникальную коллекцию в Библиотеку Конгресса. В начале XXI века библиотека оцифровала коллекцию Прокудина-Горского и сделала ее доступной для широкой публики. В 1986 году историк архитектуры и фотограф Уильям Брумфилд организовал первую выставку фотографий Прокудина-Горского в Библиотеке Конгресса. За период работы в России, начиная с 1970 года, Брумфилд посетил большинство мест, где побывал Прокудин-Горский, и сфотографировал места и объекты, запечатленные на исторических снимках русского фотографа. Эта серия статей будет сопоставлять взгляды Прокудина-Горского на архитектурные памятники с фотографиями, сделанными Брумфилдом десятилетия спустя.