Сайт, созданный в 2009 году, ныне действует по благословению Высокопреосвященнейшего Вадима, митрополита Ярославского и Ростовского
 

Рождественский бал в Ростове Великом

Огромный старинный зал наполнен музыкой и светом. Учтивые кавалеры, улыбающиеся дамы в прекрасных нарядах. Церемониймейстер объявляет следующий танец. Одобрительный шум, аплодисменты, и все понеслось, закружилось в едином веселом вихре. Озорная мелодия сменилась романтической и спокойной.

Вот оно, событие, к которому так долго готовились, о котором столько было разговоров в нашем городе, - Рождественский бал в Ростовской гимназии имени А.Л. Кекина. Подобного мероприятия город не видел уже почти 100 лет.

Мы пришли сюда с двумя малышами четырех и пяти лет, посмотрев давно известный отечественный фильм «Золушка». После просмотра моя дочь то и дело возвращалась к фильму, задавая вопросы: «А когда бывает бал? А на бал всем можно? А принц всегда бывает на балу?» Было очевидно, что из всего фильма бал произвел на ребенка особенное впечатление. Поэтому новость о том, что в нашем городе пройдет настоящий бал, мы восприняли с радостью.

Каждый день в эти длинные выходные мои малыши не забывали спросить: «Мама, когда мы пойдем на бал?» Наконец, 9 января наступило, и вот мы здесь. Как описать настроение детей? Скажу просто: они счастливы. Буря эмоций. Пусть они танцуют в углу зала, чтобы не мешать взрослым (конечно, больше прыгают, чем танцуют). Попрыгают, остановятся, чтобы посмотреть, как танцуют взрослые, пытаются подражать. Ни одна из елок, на которых мы побывали, не идет ни в какое сравнение с тем восторгом, который я вижу.

Посматривая на детей, наблюдаю за танцующими. В основном это школьники, юноши и девушки, но немало людей старшего возраста. Правда, выражение лиц у всех одинаковое - все счастливы, как и мои малыши.

- Кого посетила идея устроить подобное торжество в Ростове? - с таким вопросом я обратилась к иеромонаху Игнатию, насельнику Спасо-Яковлевского монастыря, одному из организаторов этого мероприятия.

- Инициатива пришла от ведущих этого бала - Александра Аношкина и Арины Беляковой из Москвы. Александр - хореограф, Арина - мастер по традиционному костюму, имеет звание народного мастера России, является одним из руководителей проекта «Русский бал». Летом они побывали в гостях в нашем монастыре, рассказали о том, как устраивают балы в Москве, в Царицыно, какой живой отклик находит это у людей, показали фильм. У нас сразу нашлись люди, которые загорелись идеей организовать бал в Ростове, тем более что купеческие балы и танцевальные вечера - это старая дореволюционная традиция нашего города. Было решено попробовать как эксперимент. Хотелось, чтобы жители древнего Ростова смогли ощутить на себе красоту и чистоту такого праздника. На самом деле, людям хочется возвышенных и романтических отношений - того, что практически ушло из современной жизни. Особенно этого хочется молодым и юным, а им приходится наблюдать в окружающей действительности совершенно иное.

...Я не танцую, поскольку не посещала занятий, которые проходили по субботам в ростовской школе № 3. Александр и Арина приезжали раз в две недели и обучали танцам и бальному этикету. После занятий по хореографии шли занятия по костюму. Все это началось четвертого сентября и продолжалось до конца декабря.

Стою у стенки, с удовольствием наблюдаю и впитываю в себя те положительные эмоции, которые витают в воздухе. Люди от души радуются празднику - и ни тебе сигарет, вульгарных нарядов и боевой раскраски на лицах, панибратского обнимания и прочих атрибутов дискотеки. Все вежливы, красивы и довольны жизнью.

Закончилось первое отделение - классические танцы. Впереди - танцы народные. Танцорам, соответственно, во время антракта нужно успеть не только отдохнуть, но и сменить костюм. Я же, пока народ переодевается, иду изучать список участников. Он внушительный - 14 учебных заведений прислали на бал своих представителей. Это православные и общеобразовательные школы и молодежные объединения Ростова, Борисоглебского района, Ярославля и Москвы. Вместе с учениками на бал приехали директора, завучи, педагоги некоторых учебных заведений. В зале - около двухсот человек.

В антракте был предложен фуршет - возможность перекусить и пообщаться - и культурная программа - небольшой концерт, во время которого приглашенные из Москвы музыканты играли на флейтах. Под эти мелодии вспоминаю фильм «Гордость и предубеждение» - экранизацию известного романа английской писательницы Джейн Остин. Там очень хорошо реконструирована обстановка и воссоздана атмосфера не столичного бала, а небольшого поместья. Почти как у нас в Ростове. Вот только сидящих вдоль стен родителей, наблюдающих за своими детьми, у нас нет - все танцуют. Вспоминаю, как в своих интервью во время съемок фильма актеры признавались, с какой радостью окунулись в работу, как приятно усваивать этикет и манеры, принятые на балу, - все это подтягивает, дисциплинирует, возвышает над обыденностью.

Началось второе отделение. В программе 15 танцев. «Московская кадриль», «Сударушка», «Краковяк «Заинька», «Хорошка «Кошечка», «Французская полька», - слышен поставленный голос церемониймейстера Александра Аношкина.

Летом во время приезда в наш монастырь Александр рассказал нам историю балов в России. Я ее тогда записала и сейчас привожу вкратце.

Первыми русскими балами стали ассамблеи, учрежденные по указу Петра I в 1718 году. На протяжении ХVIII-ХIХ века балы все прочнее входили в обиход русской жизни и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы в XIX веке стали танцевать даже в деревне. Балы являлись для юношества школой хороших манер и светских приличий. Именно в одно время с балами появляются книги хороших манер. Одна из первых таких книг «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Вот одно из наставлений из этой книги: «Благовоспитанный молодой человек должен отличаться тремя добродетелями: приветливостью, смирением и учтивостью. Чтобы пользоваться успехом в обществе, он должен владеть иностранными языками, уметь танцевать, ездить верхом, фехтовать».

Бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Чтобы держаться свободно, уверенно и непринужденно, нужно было уметь хорошо владеть своим телом. В этом отношении особое значение имели уроки танцев. Танцам обучали всех дворянских детей без исключения. Это был один из обязательных элементов воспитания. Сложные танцы того времени требовали хорошей хореографической подготовки, и потому обучение танцам начиналось рано, с пяти-шести лет. Если небольшой бал устраивался в родительском доме, дети 10-12 лет не только присутствовали на нем, но и танцевали вместе со взрослыми. Так что, когда в 16-17 лет девушку начинали вывозить в свет, строго говоря, этот бал не был первым в ее жизни. К этому времени она уже прекрасно умела не только танцевать, но и вести себя в специфической обстановке бала.

Из воспоминаний известных людей. Сергей Николаевич Глинка, журналист и поэт XIX века, старший брат композитора Федора Глинки, вспоминал о своем учителе танцев господине Нодене: «Ремесло свое он почитал делом не вещественным, но делом высокой нравственности. Ноден говорил, что вместе с выправкою тела выправляется и душа».

Живший в советскую эпоху литературовед Юрий Михайлович Лотман оставил такое наблюдение о взаимосвязи внутреннего строя человека с умением красиво двигаться: «Способность споткнуться связывается не с внешними условиями, а с характером и воспитанием человека. Душевное и физическое изящество связаны и исключают возможность неточных или некрасивых движений и жестов».

- Как давно вы занимаетесь балами и вам лично зачем это надо? - спрашиваю я у Арины Беляковой.

- Занимаемся достаточно давно. Погрузившись в это с головой, конечно, захотели открыть красоту и изящество русского бала другим. В современной культуре так много агрессии, пошлости, все слишком заземленное. Мы любим Россию, нам интересно жить в нашей стране. Нам хочется участвовать в возрождении ее культурных традиций, одной из которых мы считаем бальный танец. Бал - это венец развития массовой танцевальной культуры, но культуры, возвышающей над пошлостью и доступностью в отношениях. Мы видим, какой это находит отклик, люди хотят этого. К нам на балы приходит не только молодежь. Приходят люди совершенно разных профессий и возрастов, даже пожилые. Мы проводим занятия. Учим этикету. С какой радостью это все воспринимается! Девочки, мамы вспоминают, что такое швейная машинка, проявляют чудеса фантазии, - ведь все стараются платье сшить, а не купить. А как изменяются выражения лиц. Люди становятся другими. Могу сказать, что это не только внешние изменения, но и внутренние.

Между тем, Александр объявляет заключительный танец. Это «Болгарский хоровод». Все участники берутся за руки. Не хватает места, чтобы раздвинуть круг и сделать его просторным. Уже через несколько минут для тех, кто сейчас танцует, уйдет в прошлое тот небольшой отрезок времени, четыре месяца, который для них стал особенно памятным. Все- таки подготовка и участие в первом возрожденном ростовском балу.

По окончании бала, выходя из гимназии, услышала: «Кто бы мог подумать: круче, чем у нас в клубе». Оборачиваюсь, вижу девушку-подростка. Ну, что же, пусть это и будет выводом из всего, что я здесь увидела.

На следующее утро первый вопрос моих малышей: «Мама, а когда мы пойдем на бал?» Надеюсь, что скоро смогу ответить, поскольку знаю, что инициативная группа уже есть и в ее планах сделать так, чтобы балы в нашем городе стали неотъемлемой частью его культурной жизни.

Мария Рубцова,
референт наместника Спасо-Яковлевского монастыря по научной работе.

Некоторые отзывы, помещенные в альбоме, посвященном этому балу

«Наконец в нашем городе состоялось событие - Рождественский бал! Оказалось, что для большого количества молодежи это очень важно. У всех присутствующих праздничное настроение. Спасибо организаторам за возрождение таких великолепных традиций Ростова Великого».

Гости

«В бальном зале гимназии имени Кекина снова, почти 100 лет спустя, звучит музыка. Снова бал!!! Дай Бог, чтобы это благое начинание было продолжено. Здоровья и успехов всем организаторам».

Благодарные гости

«Мы восхищены тем, насколько прекрасно танцуют дети. С какой радостью они занимаются этим. Они живут этим. И это очень отрадно. Чистые детские души тянутся к чистому и благородному. От души благодарим за организацию этого чудного мероприятия. Надеемся на закрепление и умножение этой традиции».

Семья Рау, пос. Борисоглебский

«Дай Бог, чтобы хорошее начало стало доброй традицией. Хотелось бы, чтобы и организаторами, и участниками становилось как можно большее количество педагогов, ведь каков учитель, таков и ученик. Спасибо за хороший прием и хорошую организацию».

В. Мартышин, М. Чудинова, директор и завуч Ивановской на Лехте школы

«Хочу сказать огромное спасибо организаторам за яркие и добрые впечатления, которые мы получили, за те эмоции, которые пережили сами и которые видели у других. Молодость, красота, радость, энергия - вот с чем будет ассоциироваться для нас Рождество 2011 года. Очень надеюсь, что балы в Ростове станут традицией, так, что даже не надо будет думать, где весело и прилично провести время».

М. Петрова, г. Ростов Великий

«Мы выражаем глубокую благодарность за организацию и проведение Рождественского бала. Надеемся, что бал станет жемчужиной культурной жизни Ростова. Рады, что мы участвовали в этом. Мы получили огромное удовольствие, заряд творческой энергии и незабываемые впечатления».

А.А. Фатеева, Н.С. Топчий, В.В. Касаурова, педагоги учебных заведений г. Ростова

«Спасибо за детей! С первых репетиций бала между детьми возникли возвышенные отношения, что помогло изучению этикета бала. Девушки и их мамы вспомнили о рукоделии, шили наряды, оттачивали и передавали друг другу мастерство творить своими руками. Юноши превратились в галантных кавалеров, внимательных и мужественных. У большинства занимающихся появился интерес к истории традиций города, национальному костюму...

Жители нашего города говорили о бале, готовились к балу за долгое время. Все действия их исходили от сердца! Мир стал чище, счастливей. Спасибо всем, кто был организатором Рождественского чуда!»

О. В. Ткаченко, педагог, мама участницы бала

Бальный этикет

1. Бальный туалет должен быть изящным и изысканным.

2. Дамам рекомендуется иметь парадную прическу, бальный головной убор (распущенные волосы на балах недопустимы).

3. Во время бала обязательно для всех танцующих иметь перчатки, желательно их не снимать.

4. В зал входят ровным шагом, не торопясь.

5. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклонами, затем дамы, после реверанса, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

6. Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, поклонившись, произносит: «Позвольте пригласить вас на этот танец». Современный этикет допускает ограничиться перед началом танца лишь поклоном головы дамы и кавалера.

7. Приглашая на танец даму, которая пришла со своим партнером, мужчина должен получить сначала согласие на танец ее спутника, а затем обратиться с приглашением к даме.

8. Получив согласие, кавалер предлагает своей избраннице руку, согнутую в локте, чтобы провести ее до танцевальной площадки

9. Идя под руку с кавалером по танцевальному залу, дама лишь слегка прикасается пальцами к его рукаву.

10. В течение одного бала не принято танцевать с одним кавалером более трех танцев.

Этикет для кавалеров

1. Будьте вежливыми и предупредительными, внимательными и галантными.

2. Если дама подходит к сидящим, то кавалеры встают и не садятся до тех пор, пока дама не отходит или не садится сама.

3. Перед дамой кавалер открывает двери. Дама всегда пропускается вперед. Младшие пропускают вперед старших.

4. Если вы видите, что какая-нибудь дама одиноко сидит у стенки уже который танец, то верхом галантности будет пригласить ее на танец. Она вам будет очень признательна. Знайте, именно вы можете сделать бал волшебным для каждой дамы.

5. Смотрите на даму во время танца, в конце концов, для этого вы ее пригласили.

6. После окончания вальса или другого быстрого танца не отпускайте сразу руки дамы, пусть сделает реверанс, опираясь на вашу руку.

7. Когда музыка закончилась, то поклонитесь даме, поблагодарите за танец и спросите, куда ее отвести. Потом предложите руку и проводите. Еще раз с поклоном поблагодарите за танец.

Этикет для дам

1. Будьте скромны, благовоспитанны, умейте поддержать светскую беседу остроумными замечаниями и вопросами. Сохраняйте ровное и доброжелательное настроение.

2. Не приглашайте кавалера сами, если только не объявлен «белый танец».

3. Если вы замечаете, что один кавалер приглашает вас слишком часто, то поблагодарите и откажитесь с некоторой холодностью или деликатно посоветуйте ему обратить внимание на других дам.

4. Во время танца смотрите на кавалера, поддерживайте светский разговор.

5. Старайтесь сгладить или не заметить ошибок партнера, не смущайтесь, если сами ошиблись.

6. После танца сделайте реверанс, положите пальчики на предложенную руку, скажите, куда вас отвести. На нужном месте поблагодарите кавалера. На все его вопросы отвечайте вежливо, но не задерживайте подле себя надолго. Не лишайте других дам кавалеров.

7. Дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия: ни одна черта ее лица не должна выдать ее разочарования и дурного расположения духа. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.

Ярославские епархиальные ведомости. 2011 г., февраль. № 236. С. 22-25.