«Ростовское действо» - на родине
Просмотров: 4097
Подписаться на комментарии по RSS
10 ноября – день памяти Святителя Димитрия
По прошествии многих лет «Ростовское действо» - вновь в Ростове, на своей, можно так сказать, исторической родине. Более трех веков назад оно было написано и поставлено в этих стенах. Теперь все по-новому: и минуло три века, и много воды утекло с тех пор, и люди другими стали, и актеры приехали - профессионалы из академического театра, а не воспитанники духовного училища.
5 октября 2008 г. в стенах Ростовского Кремля состоялось «Ростовское действо», привезенное из Москвы. В зале «Былинник» не было свободного места.
«Действие» приурочили ко дню памяти Святителя. 4 октября в Спасо-Яковлевской Димитриевой обители Божественную Литургию совершал архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Храм был полон - так много паломников и самих ростовчан пришло поклониться святым мощам святителя Димитрия. Днем позже было представлено «Ростовское действо».
А кто автор?
Автор этого старинного и необычного по жанру сочинения на библейский сюжет - святитель Димитрий, митрополит Ростовский (1651-1709), выдающийся просветитель, историк, философ, писатель. Наибольшую литературную славу ему принесли драматические произведения, и в первую очередь - «Ростовское действо» на тему Рождества, где наряду с библейскими персонажами выступают и аллегорические фигуры, олицетворяющие такие понятия, как добро и зло, любовь и ненависть, мир и война. В нем звучат многочисленные церковные песнопения, а также народные колядки, которые в течение веков исполнялись в России, на Украине и в Польше.
Святитель Димитрий сам ставил в Ростове свои духовные действа (которые в местной архиерейской школе именовали не «комедиями», а сдержанно «диалогами»), чем вызывал удивление горожан и неодобрение некоторых чиновников того времени. «Преосвященный Димитрий митрополит из домовой казны материи и всякие локотные товары бывших архиереев на комедии держат», - жаловался в монастырский приказ ростовский стольник. На что из Москвы отвечали: «Без нашего указа не держать ни за что» В условиях Северной войны приходилось экономить.
На святках 1702 года воспитанники ростовского духовного училища впервые сыграли «Комедию на Рождество Христово» в столовой палате Ростовского кремля. Полное название действа звучало так: «Перемена непостоянного мира сего, гордости сетми в маловременной жизни человеков уловляющая, в вечную муку посылающая, на треокаянном Ироде, за гордость ищущем рожденнаго всех царя Христа убити, изображенная в преславный праздник Рождества Христова в богоспасаемом граде Ростове от благочестивых новоначинающихся учити греколатинского языка отроков». В спектакле участвовали 53 ученика и старший ученик в роли царя Ирода.
Возвращение
Нашим современникам «Ростовское действо» вернули авторитетный музыковед профессор Евгений Левашев, возродивший его партитуру, и выдающийся режиссер Борис Покровский - создатель и руководитель Московского академического камерного музыкального театра. В его спектакле сочетаются элементы оперы, драмы и комедии, а актеры исполняют свои музыкальные партии без оркестрового сопровождения.
Спектакль Бориса Покровского «Ростовское действо», впервые увидевший свет рампы в 1982 году, и сейчас идет с неизменным аншлагом. Московский театр его с успехом показывал в Великобритании, Германии, Италии и других странах. При советской власти «Ростовское действо» было редким публичным свидетельством о евангельских ценностях.
В спектакле звучат многочисленные церковные песнопения, а также народные колядки, на поскольку нотной записи музыки к спектаклю не существовало, в каждом случае литературный первоисточник брался за основу, а музыкальный материал составлялся из популярных народных мелодий. Пьеса дошла и до XX века: ее разыгрывали солдаты на фронтах Первой мировой войны. По словам режиссера Бориса Покровского, в некоторых деревнях до сих пор поют отдельные кусочки «Комедии».
Борис Покровский вспоминает о первой постановке оперы в своем театре в 1982 году: «Мы внимательно отнеслись к литературному тексту, ведь это XVII век, и нужно точно следовать ему. Мы даже пригласили специалистов из Киева, которые помогли нам грамотно с этим справиться. Мы начали работать над «Ростовским действом», понимая, что в нем содержится некая философия русского человека и русской истории. По существу говоря, здесь выведен русский человек - такой, какой он есть».
Ярославские епархиальные ведомости. 2008 г., ноябрь. № 207. С. 24-25.