Сайт, созданный в 2009 году, ныне действует по благословению Высокопреосвященнейшего Вадима, митрополита Ярославского и Ростовского
 

Ростовская чудотворная икона Богородицы с яблочком

Рубрика: ОБИТЕЛЬ СЕГОДНЯ (новости)
Просмотров: 73
Подписаться на комментарии по RSS

Икона «Умиление-Ростовская» из Спасо-Яковлевского монастыряB середине последнего месяца лета, 16 августа в Ростове Великом празднуется память местночтимой чудотворной иконы Божией Матери «Умиление». Иконы с очень яркой историей и необычной иконографией – Младенец лежит на коленах Богоматери и держит в руках яблоко, которое может быть разного цвета – голубого, красного, зеленого и даже белого, а Богородица с умилением взирает на Него с молитвенно сложенными руками. На иконе Богоматерь, как правило, в короне и с распущенными волосами, нимб у Нее составляют 12 звезд, а на шее – жемчужное ожерелье.

Те, у кого большая насмотренность икон, сразу скажут, что речь идет о Балыкинской иконе Богоматери, это же ее иконография. Да, ростовский образ является списком с Балыкинской иконы, но не есть ее полная копия, а существенно отличается.

В Ростове икона под наименованием «Умиление» фиксируется по документам с 1815 года. Ее появление здесь связано с пребыванием в городе монахинь одного малоизвестного белорусского монастыря, которые выехали в 1812 году, эвакуируя святыни своей обители. Среди них был и список с Балыкинской иконы, почитавшийся как чудотворный. Очень вероятно, что в Ростове от этого образа произошли чудесные случаи помощи и исцелений, вследствие чего здесь сразу в нескольких храмах появились списки с белорусской святыни, но затем об этом как-то забыли. Об этих случаях пока не нашла никакой информации в архивах.

Почти столетие икона пребывала в Ростове, никем не замечаемая и никому не известная, пока в 1910 году не случилась история Лизы Лепешкиной – девятилетней девочки, неожиданно для всех заболевшей непонятной болезнью. Один врач ставил диагноз малокровие, другой – эпилепсию, но в действительности болезнь не была похожа ни на то, ни на другое заболевание. Она длилась почти 8 месяцев, частота сильных припадков была от 5 до 10 раз в день, и родители, возившие девочку и по святыням, и по врачам, совершенно отчаялись.

История имела счастливый конец, ведь Богородица неоднократно являлась Лизе и указывала, что излечится она именно после молитвы у иконы «Умиление».

Родителям Лизы советовали молиться иконе Божией Матери «Умиление» прп. Серафима Саровского. Все думали, что речь идет именно об этой иконе. В Ростове после канонизации преподобного Серафима в 1903 году такая икона была в главном храме города – в Успенском соборе.

Ну, а как показали события, искать надо было забытый потемневший образ в Благовещенском храме Ростова, который находился в алтаре холодной летней церкви и, в общем-то, никому, кроме священника был невидим. Икона фиксируется в описях храма с первой половины XIX века.

День, когда наконец была найдена нужная икона и после молебна у которой Лиза впервые получила существенное облегчение терзавшего ее недуга, пришелся на 3/16 августа 1910 года. То есть именно это событие, милость Божией Матери к заболевшей девочке и Ее явление в этот день сегодня и вспоминаются.

Но надо понимать, что это было всего лишь облегчение, до полного исцеления надо было набраться терпения. Исцеление наступило только через 4 месяца, когда Лиза Лепешкина и ее родители регулярно приходили в Благовещенский храм и служили водосвятные молебны перед указанной Богородицей иконой. Затем эту воду добавляли в кадку, где Лиза принимала ванну с этой освященной водой. Это надо было делать каждый день.

Итог всей истории – прославление иконы 19 марта /1 апреля 1911 года как местночтимой святыни, что благословил сделать правящий архиерей – архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (Белавин), будущий патриарх и причисленный к лику святых святитель.

Прославление проходило при громадном стечении народа, так что от недостатка кислорода в храме гасли свечи и по стенам текла испарина. Из уст в уста передавалась не только история об исцелении девочки, но и детали неоднократного посещения ее Пресвятой Богородицей, что, конечно, было событиями, совершенно выходящими из ряда обычных.

Всю историю с болезнью и исцелением Лизы, явлениями ей Божией Матери исследовал и со слов очевидцев записывал епископ Иосиф (Петровых), тогда настоятель Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове. Он же возглавлял торжества по прославлению иконы. Она получила наименование «Умиление-Ростовская», чтобы ее все-таки перестали путать с келейным образом Серафима Саровского.

Случаи исцелений и чудесной помощи после молитвы перед иконой «Умиление-Ростовской» постоянно фиксировались и после прославления образа. За два года было издано семь тиражей книги о ней и каждый раз – с дополнениями о случаях помощи.

В Ростове и его окрестностях в разных храмах появились списки с новопрославленной святыни. Более того, множество списков заказывали семьи для домашней молитвы перед образом.

Одна из таких реликвий, связанная с историей одной ростовской семьи — список с чудотворной иконы «Умиление-Ростовской», написанный в год ее прославления, — хранится в Дмитровском храме Спасо-Яковлевского монастыря.

Она относится к чтимым иконам обители и у нее всегда кто-то молится, а во время экскурсий по храмам монастыря обязательно спрашивают, что это за икона такая необычная.

Благовещенский храм, где 3/16 августа 1910 года была обретена икона, разрушен накануне дня её празднования в 1929 году. Но сама святыня сохранилась и в настоящее время находится в ростовском приходском храме Николая Чудотворца на Всполье, являясь его самой почитаемой святыней.

Икона сохранилась только потому, что считалась памятником искусства позднего времени и не представляла интереса для комиссии, работавшей в Благовещенском храме по отбору предметов, имеющих музейную ценность – это предметы до XVII века включительно. Также она не была ветхой и не подлежала уничтожению. Вот ее и отдали общине храма на руки, а община перешла в полном составе в церковь Николая Чудотворца на Всполье. К счастью, этому чудотворному образу посчастливилось уцелеть и сохраниться до наших дней.

Мария Рубцова