Ростов: путешествие в прошлое
риглашаем вас на прогулку по Ростову столетней давности – небольшому, тихому, старинному провинциальному городку – чтобы увидеть, каким он был в начале XX века.
Совершить это путешествие в прошлое нам поможет книга Николая Александровича Успенского, которая называется «Путеводитель по святыням древнего Ростова-Великого». Она вышла в свет в 1913 году небольшим тиражом, и сегодня является редким, раритетным изданием.
Это совсем маленькая книжечка удобного карманного формата, в ней всего 33 страницы. Однако, она содержит множество любопытнейших подробностей о нашем городе – таком, каким он был в давнюю, дореволюционную эпоху.
Главная особенность данного путеводителя, на что указывает его название, заключается в том, что она адресована не просто путешественнику, а воцерковленному читателю – паломнику прибывшему в Ростов, чтобы поклониться его святыням. В ней много сугубо церковной информации. К примеру, здесь приведены церковные предания; подробно описаны чудотворные иконы; названы мощи святых, покоящиеся в монастырях; представлено расписание богослужений, праздничных дней и крестных ходов главных духовных центров Ростова – Успенского собора и Спасо-Яковлевского монастыря.
Необычна и сама структура книги – изложение материала привязано к местности, точнее, к экскурсионному пути или к паломническому путешествию. Таким образом, последовательность знакомства с теми или иными церковными объектами определяется маршрутом прогулки по улицам Ростова.
Рассказ начинается от ростовского железнодорожного вокзала – места традиционного прибытия в город.
Повествование соответствует движению к центру города по улице Благовещенской (Луначарского), с остановками у Благовещенского храма XVII века и знаменитой Ростовской гимназии, построенной на средства Алексея Леонтьевича Кекина в 1911 году. «Гимназия по своей величине и богатству учебных пособий – уверяет Н. А. Успенский – является одной из лучших в России. Вечная память ея основателю!»
Путь лежит к центру города – средоточию историко-архитектурных шедевров – к Успенскому собору и Ростовскому кремлю.
Затем путеводитель приглашает путешественника посетить Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, следуя туда по Московской (Покровской, Ленинской) улице.
А потом – маршрут путешественника, снова через центр, направляется на противоположную, восточную окраину – к древнему Богоявленскому монастырю, а оттуда – к другим храмам и обителям.
Таким образом, человек, приехавший в Ростов, мог совершить паломничество по святыням древнего города, держа в руках этот маленький путеводитель, который направлял его движение по городу – от одного исторического объекта к другому, и предоставлял краткие пояснения и комментарии по поводу того, что человек видел вокруг себя.
Отметим, что особое внимание автора путеводителя привлекли три главных архитектурных ансамбля, которые и сейчас привлекают к себе внимание всех посетителей Ростова:
• Успенский собор и соборная звонница – самый древний, самый большой и самый красивый храм города;
• Ростовский кремль – бывшая архиерейская резиденция, а в начале XX века, как и сейчас – музей;
• Спасо-Яковлевский монастырь – крупнейшая и знатнейшая обитель Ярославской епархии нового времени.
Говоря о Ростовском музее, следует подчеркнуть, это один из старейших провинциальных исторических музеев России. Он был основан в 1883 году, 27 октября (10 ноября по новому стилю), в день памяти святителя Димитрия Ростовского.
Наряду со Спасо-Яковлевским монастырем, которому посвящена значительная часть повествования, автор упоминает и другие монастыри, расположенные как в городе, так и его ближайших окрестностях: Рождественский, Авраамиев Богоявленский, Петровский, Троице-Сергиев Варницкий, Белогостицкий и Борисоглебский.
Не забыты и ростовские храмы; так, на первых же страницах довольно подробно рассказывается о Благовещенской церкви XVII века. В 1910 году в ней была явлена чудотворная икона Божией Матери. До наших дней этот старинный храм, к сожалению, не сохранился – на том месте, где он стоял, сейчас проложена дорога.
Многое изменилось за минувшее столетие, и далеко не все город сумел сберечь. Например, по направлению, ведущему от кремля к Спасо-Яковлевскому монастырю, прежде стояли пять церквей. Вот их имена: Всех Святых, Покрова Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, Рождества Богородицы, Архангела Михаила. До наших дней уцелел лишь Покровский храм, и то в искаженном виде, лишенный пятиглавия и колокольни, а от четырех других церквей вовсе не осталось и следа…