Сайт, созданный в 2009 году, ныне действует по благословению Высокопреосвященнейшего Вадима, митрополита Ярославского и Ростовского
 

Романовы на Ростовской земле

На протяжении нескольких столетий Ростов находился в сфере повышенных интересов правителей Русского государства. Город привлекал их внимание как центр экономически развитого земледельческого района и как один из крупных церковных центров, освященный именами всенародно почитаемых святых. Каждый из этих факторов в разной степени определял причины посещений Ростова сначала великими князьями московскими, а затем и представителями царствующего дома Романовых. Впрочем, для последних Ростовская земля была не только источником пополнения государственной казны и местом поклонения православным святыням. В историю рода Романовых Ростов вошел как город, в котором с 1606 по 1609 годы пребывал на архиерейской кафедре митрополит Филарет (в миру боярин Федор Никитич Романов), отец первого царя романовской династии Михаила.

Ростовский период жизни Филарета пришелся на тяжкие для России годы смуты и иностранной интервенции. В октябре 1609 г. польско-литовские отряды захватили Ростов. Город подвергся опустошению. Оставшиеся в живых горожане вместе с митрополитом Филаретом укрылись в Успенском соборе. После недолгого штурма захватчики ворвались в храм и устроили там кровавое побоище, они разграбили всю драгоценную утварь, опустошили архиерейскую казну, а ростовского владыку взяли в плен.

Из плена Филарет Никитич вернулся только в 1619 г. и почти сразу же по возвращении был возведен в патриархи всея Руси.

После поставления Филарета на патриархию, осенью 1619 г. царь Михаил Федорович совершил поход по святым местам и, как отметил летописец, «был в том походе у чудотворцев Переславских и у Ростовских и у Ярославских и... на Костроме...» Несмотря на краткость летописного сообщения вполне различима основная цель путешествия царя - воздать благодарение святым, в том числе ростовским, за благополучное возвращение из плена своего родителя, а заодно и за собственный счастливый путь весной 1613 года, когда после избрания на царство ехал он из Костромы в первопрестольную Москву. Тогда, в апреле 1613 г., юный Михаил Романов останавливался в Ростове на два дня.

Какие-либо свидетельства о пребывании в Ростове второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича отсутствуют. Только по прошествии нескольких десятилетий, уже в начале 18 века Ростов посетили представители следующих поколений царского рода. Первым из них побывал в нашем городе император Петр Великий. Он останавливался здесь, следуя к Архангельску, в конце апреля 1702 г. В архиерейском доме его принимал митрополит Ростовский и Ярославский Димитрий. Согласно преданию, зафиксированному в одной из рукописей Спасо-Яковлевского монастыря, Петр обратил внимание на бедственное положение Ростовского архиерейского дома и, выражая свое желание помочь Димитрию, сказал одному из государственных чиновников: «Если тебе прикажет архиерей дом архиерейский перенести на остров (на озере), то ты непременно сделай!»

Большую симпатию питала к Димитрию вдовствующая царица Прасковья Федоровна, бывшая замужем за царем Иоанном Алексеевичем (братом Петра I). Она часто присылала ростовскому владыке подарки и навещала его в январе 1708 г. А в июне следующего года Ростов посетили царевны Наталья, Мария и Феодосья Алексеевны (сестры Петра I), которые присутствовали на освящении церкви пр. Авраамия в Богоявленском монастыре. В октябре 1709 г. царица Прасковья направилась в Ярославль для поклонения иконе Толгской Богоматери. Но, поскольку из-за осенней распутицы добраться до Ярославля оказалось невозможным, икона была доставлена в Ростов, где в ожидании ее остановилась Прасковья. Димитрий на этот раз не смог встретить царицу, так как уже был тяжело болен. Он скончался 28 октября, при его погребении были царица Прасковья и ее дочери Екатерина, Прасковья и Анна (будущая императрица).

Интерес к личности св. Димитрия Ростовского, особенно в правящих кругах, еще более возрос после его канонизации в 1752 г. Можно сказать, что инициатива всероссийского почитания святителя исходила прежде всего от императорского двора. Как только совершился акт освидетельствования его мощей, императрица Елизавета Петровна распорядилась устроить для них серебряную раку, которая была доставлена в Спасо-Яковлевский монастырь уже в царствование Екатерины II, 23 мая 1763 г. на торжества по случаю переложения мощей св. Димитрия в новую раку в Ростов прибыла сама императрица.

Торжественная встреча Екатерины II состоялась у святых ворот Успенского собора и в самом соборе. Для отдыха и ночлега в архиерейском доме (кремле) ей были отведены заранее приготовленные покои. Утром 24 мая императрица отправилась пешком в Яковлевский монастырь. Здесь она присутствовала на литургическом богослужении в Зачатьевской церкви, посетила келью настоятеля. Затем в карете вернулась в архиерейский дом, а вечером опять явилась в монастырь, где слушала всенощную и заутреню.

Воскресным утром 25 мая Екатерина с крестным ходом шествовала от Успенского собора к Яковлевскому монастырю. Там при ее же участии состоялся крестный ход с мощами св. Димитрия. Вокруг Зачатьевского храма, который завершился переложением мощей святителя из старой деревянной раки в новую, серебряную. 26 мая императрица уехала в Ярославль, где пробыла около двух дней. Возвращаясь в Москву, она еще раз остановилась в Ростове. 30 мая Екатерина была на литургии в Успенском соборе, приложилась к мощам св. Димитрия в Яковлевском монастыре.

Посещение Екатериной II Ростова повлияло не только на улучшение положения Спасо-Яковлевского монастыря, но и положило начало коренным преобразованиям в архитектурно-планировочной системе города, застройка которого впредь стала осуществляться согласно «регулярному» плану, утвержденному в 1779 г. самой императрицей.

Существует предание о том, что во время этого путешествия Екатерина II, проезжая через село Петровское, обратила внимание на его красивое местоположение. Именно поэтому в 1777 г. село получило статус города, и на его обустройство из казны было выделено 8000 рублей.

Традиция почитания мощей св. Димитрия Ростовского в установлении которой ведущая роль принадлежала представителям царской династии, продолжалась и в 19 в. Поэтому каждый из последующих визитов в Ростов императоров и членов их семей имел основной целью посещение Спасо-Яковлевского монастыря. Сохранились довольно подробные сведения о приездах в обитель вдовствующей императрицы Марии Федоровны (10 мая 1818 г.), ее сына императора Александра I (23 августа 1823 г.), императора Николая I (17 ноября 1831 г.) и наследника престола Александра Николаевича (11 мая 1837 г.). Во время пребывания в монастыре они присутствовали на богослужениях, прикладывались к мощам свв. Иакова и Димитрия и местночтимым иконам, осматривали храмы и ризницу, жаловали обитель дорогими дарами и крупными денежными суммами. Александр I, кроме Спасо-Яковлевского монастыря, удостоил своим посещением Успенский собор, Авраамиевский и Петровский монастыри, церкви Исидора Блаженного и Иоанна Милостивого. А 24 августа 1823 г. он побывал в селе Поречье, где присутствовал на литургии в церкви Петра и Павла.

Весьма благосклонным было отношение некоторых членов императорской семьи к Музею церковных древностей, созданному в Ростове в 1883 г. Список почетных членов Музея возглавляли наследник престоле цесаревич Николай Александрович и великие князья Владимир и Сергей Александровичи. Каждый из них по-своему поддерживал музей в первые годы его существования. Так, например, Владимир (президент Академии художеств), посетивший музей 4 июня 1885 г., интересовался ходом работ по восстановлению памятников кремля, Николай в 1886 г. пожертвовал в музей 1000 рублей, которые составили неприкосновенный капитал. Несомненно, столь высокое покровительство в немалой степени способствовало укреплению положения музея, и наступило время, когда по решению Государственной Думы на его содержание ежегодно стало выделяться 2300 рублей из государственного казначейства.

В 1913 г. по всей России широко отмечалось 300-летие дома Романовых. Многочисленные юбилейные мероприятия включали путешествие царской семьи из Костромы в Москву, по тому самому историческому пути, которым проследовал Михаил Федорович Романов после избрания на царство 300 лет назад. Как известно, этот путь проходил через Ростов.

Утром 22 мая в наш город из Ярославля специальным поездом прибыла царская семья во главе с Николаем II. На вокзале ее встретили представители ростовского дворянства, земства и городского самоуправления. Со станции кортеж двинулся к Успенскому собору. По пути его следования вдоль улицы были выстроены учащиеся учебных заведений города. У здания мужской гимназии хор учащихся в сопровождении духового оркестра исполнил гимн «Боже, царя храни!» Звонили колокола приходских церквей и звонницы Успенского собора.

У собора гостей приветствовали представители Ростовского общества хоругвеносцев и архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон. После молитвы в соборе царская семья осмотрела храм и ризницу, прослушала Ростовские звоны, ознакомилась с ансамблем кремля и посетила Музей церковных древностей. Перед Белой палатой, где в то время размещалась основная музейная экспозиция, императора приветствовал товарищ председателя музея И.А. Шляков. Осмотрев кремль, царская семья отбыла для завтрака и отдыха в свой поезд. По пути к вокзалу Николай посетил Благовещенскую церковь.

В 4 часа дня царь вместе с детьми прибыл в Спасо-Яковлевский монастырь. Здесь, как и утром в кремле, собралась большая масса народа. Звонили колокола. Император обошел храмы монастыря, поклонился святыням. Затем Николай побывал в селе Богослов, где осмотрел церковь Иоанна Богослова на Ишне и расписался в книге почетных посетителей.

23 мая императорский поезд остановился в Петровске. Местное самоуправление во главе с городским старостой И.С. Мельниковым организовало торжественную встречу. Из Петровска поезд отправился в Троице-Сергиеву лавру.

Воспоминания почти всегда дают повод к размышлениям и оценкам, на основании которых могут складываться разные мнения. По-разному можно оценивать и факты, свидетельствующие о пребывании на Ростовской земле правителей России из династии Романовых. Но при этом вполне очевидными останутся те блага, которые приобрели в свое время при высочайшем покровительстве города Ростов и Петровск, Спасо-Яковлевский монастырь, Ростовский музей... Современная история Ростовской земли, к сожалению, подобными примерами высокого расположения не изобилует.

В. Зякин

Ростовский вестник. 1993 г., 1 июня. С. 2.