Резиденция викарных епископов
Просмотров: 2406
Подписаться на комментарии по RSS
последней четверти XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь получает новый статус. В 1888 г. он возвращается в епархиальное ведомство и становится резиденцией викарных епископов. Между тем, по сути дела, этот период существования монастыря немногим отличается от предыдущего этапа. Принципиально меняется только одно − форма подчинения. Из прямого синодального управления монастырь переводится в ведение главы епархии. Важно подчеркнуть еще одно немаловажное отличие – поскольку монастырь становится местом жительства епархиального викария, с этого времени настоятелями обители становятся архиереи. Данный период завершается в 1917 г., поскольку последствия октябрьской революции кардинальным образом изменили условия существования русской православной церкви.
Рассмотрим, каким было положение Спасо-Яковлевского монастыря непосредственно перед революцией.
В 1917 г. настоятелем монастыря являлся первый викарий Ярославо-Ростовской епархии – Иосиф, епископ Угличский. В то время ему было 45 лет, и он уже восьмой год возглавлял здешнюю обитель. Старшую братию составляли наместник архимандрит Тихон, казначей иеромонах Димитрий, ризничий иеродиакон Сергий и духовник иеромонах Антоний. В целом, в число братии, помимо настоятеля и наместника, входили десять иеромонахов, восемь иеродиаконов и несколько послушников. Следует отметить, что желающих поступить в братство Яковлевского монастыря, было более чем достаточно. На большинстве прошений о приеме в монастырь, сохранившихся в монастырском архиве, наложена резолюция “отказать за неимением мест”.
Жилые помещения монастыря состояли из настоятельского, трапезного и двух братских корпусов. Все здания были двухэтажными, каменными и соединялись друг с другом. Настоятельские покои включали в себя кабинет, гостиную, спальню, столовую, келейную, галерею и прихожую. В нижнем этаже настоятельского корпуса располагались покои наместника и казначея. В том же здании находились административные помещения: архив, канцелярия и присутственный зал для заседаний и собраний. В трапезном корпусе на верхнем этаже были устроены трапезная и кухня; внизу – просфорная, кладовые и прочие хозяйственные службы. Братские келейные корпуса предназначались для монашествующих и послушников: на верхних этажах обоих корпусов находилось по тринадцать одинаковых келий для иеромонахов и иеродиаконов, каждая из которых состояла из трех небольших комнат. Внизу размещалось по одиннадцать таких же келий для монахов и послушников. Монастырские помещения, как жилые, так и церковные, отапливались углем и дровами. В монастыре существовал водопровод, было проведено электричество, имелась телефонная связь с центром города.
В 1917 г. в Спасо-Яковлевском монастыре насчитывалось шесть храмов с девятью престолами, а именно: два монастырских собора – старый, в честь Зачатия св. Анны и новый, в память Димитрия Ростовского с приделами Николая Чудотворца и Димитрия Солунского; храмы – Спаса Преображения, Иакова Ростовского с приделом Ватопедской Богоматери, Воскресения и Толгской Богоматери. Два храма и один придел были основаны епископом Иосифом в 1909–1913 гг. В конце 1917 г., благодаря его же стараниям, в монастыре появилась еще одна церковь, посвященная Богоматери Всех Скорбящих Радости, которая была устроена в здании монастырской гостиницы.
Ежедневно в монастыре совершались следующие богослужения: утреня (с 4 ч. 30 мин.), ранняя литургия (с 6 ч.), поздняя литургия (с 9 ч.), вечерня (с 16 ч.). Под праздники – всенощная (с 18 ч.). Позднюю литургию по воскресным и праздничным дням служил настоятель. Кроме того, архиерейским служением совершались акафисты: по вторникам после поздней литургии – св. Иакову (у гробницы основателя монастыря); по пятницам после поздней литургии – св. Димитрию (у мощей святителя); по субботам после ранней литургии – Воскресению Христа и Гробу Господню (в пещерном Воскресенском храме у подобия гробницы Христа); по воскресеньям после вечерни – Ватопедской Богоматери (в Зачатиевском соборе – перед иконой Ватопедской Богоматери, в Димитриевском храме – перед иконой Успения Богоматери).
На колокольне Спасо-Яковлевского монастыря в 1917 г. находилось 22 колокола, самый большой из которых весил 774 пуда 30 фунтов (12690 кг). Этот колокольный набор являлся наиболее значительным среди всех монастырских колокольных ансамблей Ярославской епархии.
Монастырская ризница, располагавшаяся над храмом Иакова Ростовского, являлась хранилищем церковно-богослужебной утвари, священных облачений и исторических реликвий, в основном, связанных с памятью святителя Димитрия. Монастырь имел обширную библиотеку, в которой насчитывалось более 1250 томов, и богатое рукописное собрание.
С западной стороны, к центральному монастырскому двору примыкал обнесенный низкой оградой обширный хозяйственный двор с соответствующими службами и постройками. Там размещались скотный и конный дворы с сараями, ледник с кладовыми, баня, огород, сад и пасека.
За пределами монастырских стен, с северной стороны, находился большой каменный двухэтажный корпус – здание монастырской гостиницы. В связи с началом первой мировой войны в этом сооружении был устроен госпиталь для раненых воинов. Помимо лазарета и гостиницы, в здании размещались странноприимная, церковно-приходская школа и, с 1917 г., − церковь.
В начале XX в., впрочем, как и в предшествующее столетие, монастырь располагал надежными источниками средств к существованию. Монастырский бюджет имел следующие статьи доходов: проценты с банковского капитал; штатный оклад, то есть государственное пособие, соответствующее уровню первоклассного монастыря; так называемые неокладные доходы – церковные и хозяйственные и, наконец, пожертвования. Спасо-Яковлевский монастырь владел самым крупным денежным фондом среди монастырей Ярославо-Ростовской епархии – к 1917 г. на его банковском счету находилось 241.100 руб. О популярности этого монастыря красноречиво свидетельствует следующее обстоятельство − в 1917 г. только на поминовение усопших в обители было пожертвовано 7750 руб.
Как видим, в предреволюционные годы состояние Спасо-Яковлевского монастыря было весьма благополучным.