Реставрация старинного собора в Спасо-Яковлевском монастыре Ростова Великого
сторик и эксперт архитектуры Уильям Брумфилд знакомит читателей с выдающейся историей одного древнейших храмов Ростова – собора Зачатия Святой Анны Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
(Фотографии Уильяма Брумфилда и Сергея Михайловича Прокудина-Горского)
Средневековый город Ростов, называемый Ростовом Великим, чтобы отличить его от большого южного города Ростова-на-Дону, расположен на северном берегу озера Неро. Пожалуй, наиболее отчетливо лирическая красота природного ландшафта этого города проявлена в окружении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
Известный русский фотограф и химик Сергей Михайлович Прокудин-Горский летом 1911 года сделал несколько фотографий монастырского ансамбля, и это стало частью его обширной работы по увековечению Российской империи в цветной фотографии в начале ХХ столетия.
Мои собственные фотографии монастыря были сделаны век спустя, в период с 1992 по 2019 годы.
Ростов – один из самых ранних исторически засвидетельствованных городов России, впервые упоминается под 862 годом в старинной летописи «Повесть временных лет». На протяжении X века эту местность, уже заселенную финно-угорскими племенами, осваивали славянские поселенцы, в основном из новгородских земель.
В 988 году киевский князь Владимир, с именем которого связана христианизация Руси, передал Ростовские земли одному из своих сыновей, Ярославу, крупному историческому деятелю, впоследствии известному под прозванием «Ярослав Мудрый». К середине XI века Ростовские земли перешли к сыну Ярослава Всеволоду, и христианские миссионеры, такие как епископ Леонтий Ростовский, усилили свои попытки обратить в христианство местное население этого края. Епископ Леонтий был замучен за свои миссионерские подвиги в начале 1070-х годов.
Укрепление церковной власти в Ростове знаменовалось сооружением каменного собора Успения Пресвятой Богородицы: в середине XII века его возвел князь Владимир Боголюбский, а в 1220-х годах – перестроил князь Константин Всеволодович. Вновь сооруженный в начале XVI столетия, Успенский собор в настоящее время восстанавливается, после десятилетий забвения и повреждений в эпоху господства советского строя.
Еще один древний собор XVII века, расположенный на западной окраине города, проходит период длительного восстановления, чтобы в полной мере вернуть свою красоту и славу. Это собор Зачатия Святой Анны Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря – одного из самых выдающихся духовных центров России. Этот выдающийся памятник также был сфотографирован С. М. Прокудиным-Горским в рамках его обширной работы в Ростове и в Спасо-Яковлевской обители в 1911 году.
Этот монастырь берет свое начало в 1389 году, его основал епископ Иаков, после изгнания с архиерейской кафедры. Здесь, на живописном берегу озера Неро, на дальней окраине города, епископ построил бревенчатую церковь в честь Зачатия Святой Анны.
После смерти Иакова в 1392 году его останки были захоронены в Зачатиевском храме, и были окружены местным почитанием. В конце 1540-х он был причислен к лику святых на знаменитом православном церковном Соборе, организованном московским митрополитом Макарием для канонизации русских святых.
Ранняя история
Первые века своего существования монастырь назывался Зачатиевский-Яковлевский. Его самое раннее каменное сооружение – собор Зачатия Святой Анны, первоначально было посвящено Святой Троице и было построено в 1686 году на месте деревянной Зачатиевской церкви, где покоились мощи святителя Иакова.
Троицкий собор, сооруженный по указу митрополита Ионы, отразил интенсивную строительную деятельность ростовского духовного владыки, создателя величественного ансамбля митрополичьего двора, ныне известного ка Ростовский кремль.
Фасады собора, традиционно разделенные на три сегмента, имеют минимальную орнаментику. Четырехскатную крышу венчают пять куполов, покоящиеся на вытянутых барабанах. Причудливо изогнутые барочные очертания куполов – итог модификации XVIII столетия. Сергей Прокудин-Горский сфотографировал часть западного фасада старинного собора в обрамлении летней листвы.
В 1689-1690 годах интерьер собора был расписан фресками артелью художников под руководством ярославского мастера-живописца Дмитрия Плеханова. Эти фрески были обновлены в 1778 году, но в последние годы проводится очистка и реставрация стенописей с целью восстановления их первозданного облика.
В начале 1760-х годов в соборе был установлен изысканный и сложно устроенный иконостас с иконами в стиле барокко, но в конце ХХ века он оказался демонтирован. Хотя С. Прокудин-Горский не фотографировал интерьер, я включил подборку фотографий 2019 года, чтобы дать представление о богатом убранстве внутреннего пространства монастырского собора.
В XVIII веке Яковлевский монастырь претерпел значительные изменения, связанные именем митрополита Димитрия (Туптало). В 1702 году этот выдающийся церковный деятель, уважаемый за свою эрудицию был поставлен царем Петром I во главе Ростовской епархии.
Первой обителью, которую митрополит Димитрий посетил в Ростове, стал Зачатиевский-Яковлевский монастырь. Именно тогда он заявил о своем желании быть похороненным именно здесь, в Троицком соборе этого монастыря, а не в кафедральном Успенском соборе в центре Ростова, где традиционно хоронили местных архиереев. Погребение Димитрия в 1709 году в Яковлевском монастыре стало определяющим моментом в восхождении этой обители к грядущей славе.
В 1725 году вплотную к северному фасаду Троицкого собора была пристроена придельная церковь во имя Святителя Иакова.
В 1752 году мощи Димитрия были обретены при ремонте пола Троицкого собора. Двумя годами позже собор был повторно переосвящен в честь Зачатия Святой Анны, в память о первом монастырском храме, построенным епископом Иаковом.
Благодеяния благовоспитанной знати
С канонизацией Димитрия Ростовского в 1757 году императрица Елизавета –дочь Петра Великого, преподнесла монастырю щедрые пожертвования, включая серебряный саркофаг для хранения мощей святого в Зачатийском соборе. (Этот замечательный художественный и исторический памятник был уничтожен большевиками в 1922 году).
Значительное повышение престижа и статуса монастыря произошло во время правления Екатерины II Великой, которая избрала монастырь местом своего первого паломничества в качестве императрицы в конце мая 1763 года. В следующем году монастырь стал ставропигиальным и поступил в прямое управление Священного Синода – главного руководящего органа Русской Православной Церкви с 1721 по 1917 годы. Это обеспечило обители большую финансовую поддержку.
В 1764 году к монастырю был присоединен расположенный по соседству Спасо-Преображенский монастырь. В честь слияния Яковлевский монастырь был переименован в 1765 году в «Спасо-Яковлевский», и это название он сохранял до 1836 года, когда был вновь переименован в честь святителя Димитрия Ростовского в «Спасо-Яковлевский Димитриев».
Самой большой данью святителю было строительство в 1795-1801 годах грандиозной неоклассической церкви Святителя Димитрия Ростовского. Финансировал этот грандиозный проект граф Николай Шереметьев (1751-1809), внук фельдмаршала Бориса Шереметева (1652-1719) – командующего армией Петра Великого, современника митрополита Димитрия.
Николай Шереметев пожелал воздвигнуть внушительный и великолепный собор, достойный того, чтобы в нем хранились мощи святителя. Однако церковные власти возразили против переноса главной монастырской святыни в новый храм, памятуя о том, что сам Димитрий решительно заявил о своем желании быть похороненным в Зачатиевском соборе.
Тем не менее, собор Святителя Димитрия был достроен, и столетие спустя, после торжественного празднования двухсотлетия со дня кончины свт. Димитрия, возникла необычная договоренность: мощи святого переносили на каждое лето из Зачатиевского собора в-Дмитриевский собора. Для этого была изготовлена вторая серебряная рака, которая, как и первая серебряная гробница также пошла на переплавку в 1922 году.
В 1824 году архимандрит Иннокентий приказал снести скромную придельную церковь свт. Иакова, пристроенную к северному фасаду Зачатиевского собора столетием раньше. Его планы по созданию более внушительного церковного сооружения стали возможны благодаря невероятной сумме в 75.000 рублей, полученной от графини Анны Орловой-Чесменской (1785-1848), единственной дочери графа Алексея Орлова, одного из ближайших соратников Екатерины Великой. Загадочная фигура, жизнь и смерть которой были окружены легендами и слухами, графиня Орлова завещала большую часть своего огромного состояния Русской Православной церкви. Этот проект подразумевал создание большого притвора в эклектичном стиле, который соединил старый собор и новый храм общим западным фасадом.
С середины XIX века до начала XX столетия монастырь посетил каждый правящий император, кроме Александра III, а также многих других членов императорской семьи.
Процветание монастыря прекратилось с установлением в России советской власти. После закрытия обители в середине 1920-х годов некоторые из его художественных ценностей были сохранены Ростовским музеем, но сам монастырь был разграблен и обезображен, его строения переоборудованы под жилье и склады. Степень деградации памятников монастырского ансамбля видна из моих фотографий начала 1990-х годов, после возвращения монастыря Православной Церкви в апреле 1991 года.
Прошлое Спасо-Яковлевского монастыря, пришедшее на советское время, было весьма драматичным, и предстоит еще много восстановительных и реставрационных работ для подлинного возрождения художественного наследия этой обители – важного исторического центра духовной культуры России.
В начале ХХ века русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский изобрел сложный процесс для цветной фотографии. Между 1903 и 1916 годами он путешествовал по Российской империи и сделал более 2000 фотографий по своей новой технологии, при которой для каждого снимка объединялись три экспонирования на стеклянной пластине. В августе 1918 года он покинул Россию с большой частью своей коллекции стеклянных негативов и в конечном итоге обосновался во Франции. После его смерти в Париже в 1944 году, его наследники продали эту уникальную коллекцию в Библиотеку Конгресса. В начале XXI века библиотека оцифровала коллекцию С. М. Прокудина-Горского и сделала ее доступной для широкой публики. В 1986 году историк архитектуры и фотограф Уильям Брумфилд организовал первую выставку фотографий С. М. Прокудина-Горского в Библиотеке Конгресса. За период работы в России, начиная с 1970 года, Брумфилд посетил большинство мест, где побывал Прокудин-Горский, и сфотографировал места и объекты, запечатленные на исторических снимках русского фотографа. Эта серия статей будет сопоставлять взгляды Сергея Прокудина-Горского на архитектурные памятники с фотографиями, сделанными Уильямим Брумфилдом десятилетия спустя.
.