Проповедь митрополита Антония Сурожского: Как мы отзовемся на любовь Божию?
орогие мои отцы, братия и сестры!
Мы стоим у преддверия Рождества Христова. С великой радостью и в великом изумлении поклоняемся мы вновь воплощению Слова Божия. Ликуют и трепетно горят сердца, слыша Ангельское благовестие: “Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь.”
Станем мысленно у пещеры, где некогда родился Христос и поклонимся Ему, вместе с чистосердечными пастухами, мудрыми волхвами, праведным Иосифом, Пречистой Девой Богоматерью, с Ангелами и со всей спасенной тварью,
Поклонимся Ему, как Самому Богу, явившемуся плотью.
Поклонимся Ему со слезами благодарности и любви – радости и скорби, ибо Рождество Христово для нас начало спасения, загорающаяся заря надежды, дар вечной жизни; но для Христа-Спасителя Рождество это истощание, начало крестного Его пути и эта пещера, где среди тихой морозной ночи стал человеком Превечный Бог, предвозвещает о другой пещере, куда, после Распятия и мучительной смерти, пречистое Его тело положат Иосиф с Никодимом.
Праведный Иов, в великом своем страдании, и терпении, взывал: “Увы! Нет между Богом и мною посредника, который положил бы руку свою на нас обоих.” (Иов 9, 31).
И мир, давно потерявший райскую радость свою, долго ждал и созревал; и “Бог многократно и многообразно говорил в пророках”, призывая и подготовляя заблудших детей Своих к возвращению в Отчий дом. А “в последние дни”, когда наступила полнота времен, Он Сам пришел, стал человеком истинным и совершенным, оставаясь Богом непостижимым, недоведомым, чтобы привести к Отцу всех, кто сумеет возлюбить Его и поверить в Божию любовь: “Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим: иго Мое благо и бремя Мое легко.”
…”Сердце рвется сказать, ум изнемогает сказать, слезы не дают сказать, как нас много любит Господь,” говорил один из современных нам Афонских подвижников…
Вдумайтесь в эту любовь Божию, явленную в Воплощении:
Отец посылает Сына Своего в мир – не судить мир, а спасти мир; для того, чтобы нерадостный, горький, осиротелый мир познал любовь и уверовал в любовь Отец посылает Сына в мир, зная, что Он погибнет жестокой смертью от руки тех, которых Он пришел спасти… Страшно бывает идти на смерть; но кто измерит любовь Отца, посылающего на верную смерть Единственную любовь Свою?
И вот, Сын становится человеком, рождается в смерть – послушно, любовно, свободно. Он облекается в плоть и возлагает на Себя всю скорбь, весь холод и всю тоску одинокой жизни человека. Он принимает без остатка всю судьбу падшего – оставаясь Сам непорочным. Он становится мужем скорбей.
Пророк Исаия говорит о Нем: “Он изъязвлен был за грехи наша, и наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелилась. Но страдал Он добровольно, был презрен и умален пред людьми, муж скорбей, изведавший страдания.” (Ис, 53, 5).
…”И за друга, – пишет ап. Павел, – едва ли кто согласится умереть, разве что за благодетеля.” А Христос жизнь Свою отдаёт за ненавидящих Его: “Никто, – говорит Он, -жизни Моей не отнимает у Меня: но Я Сам её отдаю”, ибо по Его слову: “Никто большей любви не имеет, чем тот, кто душу свою полагает за друзей своих” – и всех объемлет любовь Христова: “Прости им, Отче, – молился Он на кресте за Своих мучителей,- они не знают, что творят.” И Он, Жизнь вечная, умирает на Кресте; глубока, неизъяснима и страшна эта тайна смерти Бессмертного, тайна Распятия и Гроба и всепрощения, – и нерушимой заповедью звучат к нам слова Спасителя: “Я вам пример дал: следуйте ему, любите друг друга так, как Я возлюбил вас.”
И не напрасно прозвучала эта проповедь любви. С тех пор тысячами, тьмами верующие во Христа последовали за Ним, с радостью повторяя за ап. Павлом: “Нам дано не только веровать, но и страдать за Христа,” и сонмы мучеников, преподобных, исповедников древних и современных кровью запечатлели веру свою. И мы дивимся и благоговеем пред их подвигами, – но их подвиг принадлежит им.
Чем же мы с вами отзовемся на любовь Божию? Принесем Ему ту чистоту сердца, за которую пастухи первые удостоились поклониться Спасителю, ибо “блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят”; принесем Ему с мудрыми волхвами “сверкающую славу, звонкую полнозвучность, нержавеющую чистоту золота” – красоту, сокрытую в недрах душ наших: постоянным подвигом, настойчивым, неослабевающим терпением, крупица за крупицей, извлечем её из таинственных глубин; принесем Христу и чистую молитву от правдивого сердца и нелживых уст; и мужественную праведность, и смелую, бесстрашную веру; доверимся Ему каждый в меру сил своих, но изо всех сил своих, без остатка, без оглядки, сердцем недвоящимся, целомудренным. Но раньше всего принесем Ему дар любви нашей. Станем с Ним едиными через любовь и в любви, – и любовию Христовой, которую ничто не могло сломить, возлюбим тот мир, за который Он жизнь отдал Свою, – возлюбим каждого, как Он научил нас любить. Воинами Христовыми выйдем в жизнь с новой надеждой и с новой силой, принесем в холодный мир огненную, победоносную радость нашу, чтобы заликовала всякая душа, чтоб у всех рассеялся страх, чтоб свет Христов озарил всех, чтоб едиными устами и единым сердцем всем, всем без остатка воскликнуть: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.”
Аминь.