Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского
 

Преподобный Авраамий, архимандрит Ростовский - к вопросу о времени жизни.

Просмотров: 1551
Подписаться на комментарии по RSS

Преподобный Авраамий Ростовский  – один из почитаемых святых Ростовской земли – проповедник христианства, cокрушитель языческого идола и основатель Ростовского Богоявленского Авраамиевого монастыря1.

Самый дискутируемый вопрос исследовательской литературы о преподобном Авраамии – время его жизни и подвижнической деятельности. Это объясняется сложностью исторических источников, связанных с преподобным Авраамием. Эти источники можно разделить на две группы: письменные и вещественные.

В составе письменных источников главенствующее место занимает Житие преподобного Авраамия Ростовского. Оно имеет три редакции, которые отражены более чем в двухстах списках. Списки датируются от конца XV доXIX века2. Другая группа письменных источников – «Ростовские патерики»3. Третья – документальные свидетельства о Богоявленском Авраамиевом монастыре4.

К вещественным источниками относится крест преподобного Авраамия, который хранится в Государственном музее-заповеднике Ростовский Кремль5. Наконец, данные археологических исследований Авраамиевого монастыря являются ценными источниками, позволяющими пролить свет на время деятельности преподобного Авраамия.

Обратимся к Житию Авраамия Ростовского.

Первая редакция Жития, появившаяся в XV веке, содержит рассказ о сокрушении языческого идола Велеса и о борьбе святого с бесовскими кознями6. На основе этой редакции была составлена проложная память7.

Во второй половине XVI в. была создана вторая редакция Жития Авраамия Ростовского. В ней появляются сведения о юных годах жизни святого и о его пострижении в монашество8.

Третья редакция Жития преподобного Авраамия была написана около 1649 года старцем Ростовского Богоявленского монастыря9. Наиболее яркие отличительные особенности третьей редакции – рассказ о языческом происхождении Авраамия с указанием его языческого имени Иверик, рассказ о крещении его на Валааме с именем Аверкий, и о попытке братии поставить принявшего монашество Авраамия игуменом, что и вызвало уход Авраамия в Ростов. По пути в Ростов в Тихвине Авраамий узнал о крещении Руси князем Владимиром Киевским. В третьей редакции указано время смерти преподобного – 1010 год и дата обретения его мощей, которое произошло в 1175 году, при Великом Владимирском князе Всеволоде Большое Гнездо10.

Все исследователи отмечают сложность исследования Жития Авраамия Ростовского как исторического источника из-за несоответствия имен и фактов, приводимых в нем. Так, деятельность Авраамия относится уже в первой редакции Жития ко времени крещения Руси и связывается с князьями Владимиром и Борисом, а также Ростовскими епископами Феодором и Иларионом (конец XI – начало XII в). При этом, как выявила Т.Л. Никитина, имена князей и епископов встречаются во всех наиболее ранних из известных списков11.

Это на наш взгляд, опровергает мнение историков XIX в. В.О. Ключевского, Е.Е. Голубинского, А.П. Кадлубовского о том, что имена в тексте жития были вставлены позднее.

В то же время в Житии говорится, что великий князь находился во Владимире, а это соответствует второй половинеXII – началу XIII века. Сведение Жития о том, что основанный Авраамием Богоявленский монастырь получил статус архимандритии при Владимире и Борисе также не соответствует историческим реалиям. Известно, что первой архимандритией был Киево-Печерский монастырь, получивший этот статус в 1174 г., а новгородская архимандрития появилась в 1194 г.12 Легендарным является и сведение третьей редакции жития о пострижении Авраамия в Валаамском монастыре, который был основан, по новейшим данным, между 1389 и 1399 годами13.

Замечательно, что третья редакция Жития Авраамия Ростовского отразила противоречия, существовавшие уже в середине XVII в., о времени жизни и деятельности преподобного Авраамия. В составе третьей редакции присутствует рассказ о чуде святого Авраамия, случившемся в 1649 г. Архимандрит Богоявленского монастыря Ермоген высказал мнение, возможно, официальное, о том, что Авраамий жил не в начале XI века, при князе Владимире Святославиче, а в начале XII века, при князе Владимире Мономахе. Старец, написавший Житие, отвечал архимандриту, что важнейшим деянием Авраамия было его идолоборчество, которое могло происходить только в эпоху христианизации Руси, при князе Владимире Святославиче, после чего архимандрит Ермоген внезапно обезумел. Таким образом, рассказ о чуде носит назидательный характер и посвящен опровержению представления о более позднем времени жизни Авраамия14.

Ростовские патерики конца XV - XVI в., рукописи которых исследовал А.Г. Мельник, содержат имя Авраамия наряду с именами епископов Леонтия, Исайи, Игнатия, Исидора. По предположению историка А.С. Хорошева Авраамий Ростовский был причислен к лику местных святых в 1474 г., по инициативе ростовского архиепископа Вассиана Рыло, вместе с епископом Исайей и Игнатием15. Вместе с тем, по справедливому наблюдению В.Г. Пуцко, празднование памяти Авраамия Ростовского 29 октября вместе с Авраамием затворником (ок. 360 г.) свидетельствует, по-видимому, что время кончины святого уже к моменту канонизации было утрачено16.

Что касается Ростовского Богоявленского монастыря, то он впервые упоминается в летописи под 1261 г., причем уже как архимандрития 17.

Еще один источник, связанный с преподобным Авраамием – крест-навершие легендарного жезла, с помощью которого преподобный Авраамий сокрушил идола. На основании исследования креста В.Г. Пуцко сделал вывод, что это копия, выполненная в XIV веке. Оригинал же В.Г. Пуцко относит к началу XIII века, датируя этим временем и жизнь преподобного Авраамия.

Что касается археологических исследований, то они проводились в Авраамиевом монастыре в 1983 г., когда В.Н. Хохлов проследил слои XIII века, а шурфы, сделанные Волжско-Окской экспедицией в 1987 г., не подтвердили основания монастыря в XI веке, может быть потому, что были заложены в стороне от центральной монастырской территории18/

Таким образом, время жизни преподобного Авраамия уже к моменту канонизации, т.е. к последней четвертиXV века было забыто (но не его деяния). Однако какие-то глухие сведения остались, и в середине XVII века существовали две точки зрения о жизни преподобного: в начале XI и в начале XII века, которые вызывали нешуточные разногласия.

По нашему мнению, учитывая анализ различных источников, а также историю и пути христианизации Руси, историю русских монастырей и Ростовской епархии, деятельность преподобного Авраамия Ростовского можно отнести достаточно широко к XII веку. Однако конкретизировать время жизни этого святого могли бы новые археологические исследования Ростовского Богоявленского монастыря.

Игумен Савва (Михеев)

1 Православная энциклопедия. Т. 1. С. 176—177.

2 Основная библиография вопроса: Буланина, Т. В. Житие Авраамия Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1988. - Вып. 2. -Вторая половина XIV - XVI в. - Ч. 1. - С. 237-239. См. также: Никитина, Т.Л. Несколько заметок о редакциях жития преп. Авраамия Ростовского // Чтения по истории Древней и Новой России. - Ярославль, 1998. - С. 38-41; Никитина, Т. Л. О второй редакции жития преподобного Аврамия Ростовского // Макарьевские чтения. - Можайск, 2000. - Вып. 7. -С. 446-467. Никитина, Т.Л. О краткой редакции жития преподобного Авраамия Ростовского // 200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве». Материалы юбилейных чтений по истории и культуре древней и новой России. 27-29 августа 2000 года.  Ярославль-Рыбинск. - Ярославль, 2001. - С.142-148. (Текст Жития – С.144-147).

3 Мельник, А.Г. «Ростоввские патерики» конца XV - XVI в. // Древняя Русь. - 2007.- № 29. –С.70-71.

4 Библиография: Православная энциклопедия. Т.1. С.163-165.

5 Литье, резьба, золочение. 35х14,5. Инв.№ 929/320. См.: Пуцко, В.Г. Крест преподобного Авраамия Ростовского // История и культура Ростовской земли. 1994. - Ростов, 1995. – С. 96-104.

6 Издания: Памятники старинной русской литературы. - СПб., 1860. - Вып. 1. - С. 221—225; Преподобный Авраамий архимандрит, ростовский чудотворец // Ярославские епархиальные ведомости. - 1874. - Часть неофиц. - № 45 - С. 353—357; Великие Минеи Четьи, собранные митрополитом Макарием Октябрь, дни 19—31. - СПб., 1880. - Слтб. 2025—2032; Титов, А. А. Житие преподобного Авраамия Ростовского чудотворца: По  рукописи XVII в. // Ярославские губернские ведомости. - 1892. - Ч. неофиц. - № 52 - С. 2; Там же. - № 53 - С. 2; Тихомиров, М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. - М., 1968. - С. 184—188; Повесть о водворении христианства в Ростове // Древнерусские предания (XI—XVI вв.) / Сост. В. В. Кусков. - М., 1982. - С. 130—141; Никитина, Т.Л. О краткой редакции жития преподобного Авраамия Ростовского // 200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве». Материалы юбилейных чтений по истории и культуре древней и новой России. 27-29 августа 2000 года. Ярославль-Рыбинск. - Ярославль, 2001. - С.142-148. (Текст Жития – С.144-147).

7 Издание: Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. - Вып. 2: Славяно-русский Пролог. - Ч. 1. - Сентябрь — декабрь / Под ред. А. И. Пономарева. - СПб., 1896. - С. 42—44.

8 Никитина, Т. Л. О второй редакции жития преподобного Аврамия Ростовского // Макарьевские чтения. -Можайск, 2000. - Вып. 7. - С. 446-467.

9 Издания: Макарий [Булгаков]. История русской церкви. 3-е изд. СПб., 1889, т. 1, с. 263—265 (отрывок); Пространное Житие преп. Авраамия, ростовского чудотворца / Изд. М. И. Соколов // Ярославские епархиальные ведомости. - 1890. - Часть неофиц. - № 14. - Стлб. 213—222; Там же. - № 15. - Стб. 225—239; Никитина Т. Л. Особый вариант пространной редакции Жития преп. Авраамия Ростовского // Макарьевские чтения. - Вып. 8. - Можайск, 2001. - С. 607—631.

10 Списки третьей редакции представляют собой рукописи, созданные в Ростове, или в Валаамском монастыре. поскольку в третьей редакции жития говорится, что Авраамий был пострижен на Валааме, это давало возможность говорить о древности Валаамского монастыря. См.: Никитина, Т.Л. Житие преподобного Авраамия Ростовского >в интерпретации агиографов XVII века //  Мир житий. - М., 2002. - С. 214.

11 Никитина, Т.Л. О краткой редакции жития преподобного Авраамия Ростовского // 200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве». Материалы юбилейных чтений по истории и культуре древней и новой России. 27-29 августа 2000 года. Ярославль-Рыбинск. - Ярославль, 2001. - С.143.

12 Быхова, М.И. Монастыри на Руси XI - середины XIV века // Монашество и монастыри в России. Исторические очерки. – М., 2002. – С. 43.

13 Охотина-Линд, Н.А. Сказание о Валаамском монастыре. Исследование, текст, перевод с древнерусского, комментарии. – СПб., 1996.

14 Никитина, Т.Л. Житие преподобного Авраамия Ростовского в интерпретации агиографов XVII века //  Мир житий. - М., 2002. - С. 220.

15 Хорошев, А.С. Политическая история русской канонизации (XIXVI вв.). - М., 1986. – С.158.

16 Пуцко, В.Г. Крест преподобного Авраамия Ростовского // История и культура Ростовской земли. 1994. - Ростов, 1995. – С.104.

17 Православная энциклопедия. Т. 1 – С.163-165.

18 http.www.bestreferat.ru/referat 41620.html.