Преподобная Мария Египетская: таинство пустыни
пятое воскресение Великого Поста Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую. Жизнь этой святой удивительна тем, что она – раскаявшаяся грешница – лишь однажды побывала в храме. Все же остальное время – почти полвека – она провела вдали от людей, в одиночестве, в пустыне.
Много столетий житие преподобной Марии Египетской, читаемое на службе в среду 5-й седмицы Великого поста, является источником вдохновения для православных. Автор жития нарисовал удивительную картину ее 47-летней жизни в пустыне, в месте, где Мария оказалась наедине с самой собой, лицом к лицу с Богом.
Но все основное, важное для самой Марии, осталось вне житийного повествования, основное содержание ее духовной жизни осталось неизвестным для нас и это – таинство пустыни.
Человеку с чутким сердцем это таинство доступно не только в Иудейской пустыне, Сахаре или Каракумах. Живущим в миру, нужно стараться искать уединения время от времени, хотя бы для того, чтобы не сойти с ума от круговорота страстей нашего мира. Об этом говорит нам Евангелие: «Ты же, когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6,6).
В суете городов, среди бурных событий нашей жизни, важных и неважных, добрых и недобрых, праведных и греховных мы бываем очень поверхностны – часто даже в важных делах не доходим до глубины самоотдачи. Но Богу очень важно, чтобы мы хотя бы иногда остановились и заглянули внутрь самих себя, посмотрели бы на свое сердце духовным взглядом, дали бы Христу заглянуть в нашу неглубокую глубину, осветить ее Своим светом.
Пустыня дает духовно трезвому человеку ясное осознание Божественного присутствия в мире. Осознание это идет из понимания величия и красоты творения, из понимания того — насколько сильно надломилось мироздание за преступление Адама и какой ценой Христос восстановил этот вековечный разлом, проходящий через сердце каждого человека.
Сердца святых, таких как преподобная Мария Египетская, преисполнены тишиной, покоем и пустынничеством. Пустыня дала им возможность рассмотреть самих себя, и, пройдя многолетний путь истинного покаяния и смирения, обрести настоящую молитву, — как простое, неложное и прямое общение с Богом, стать причастниками Божественного света — не в некоем образном смысле, а в самой настоящей и крайней реальности бытия.