Сайт, созданный в 2009 году, ныне действует по благословению Высокопреосвященнейшего Вадима, митрополита Ярославского и Ростовского
 

Празднование Крещения Господня на исходе XVII столетия

Рубрика: ОБИТЕЛЬ СЕГОДНЯ (новости)
Просмотров: 58
Подписаться на комментарии по RSS

Спасо-Яковлевский монастырь в Крещенские дни 2024 годаHа праздник Крещения совершается водосвятие. По традиции в любом местном водоеме (на пруду, в реке или озере) заблаговременно прорубается «иордань» - прорубь в виде креста или круга. В самый праздник Крещения после литургии к проруби направляется крестный ход. Священник служит молебен, трижды опуская в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение.

В записках иностранца, шведского посланника в Густава Корба, посетившего Россию на конце XVII века, сохранился рассказ о том, как 6 января 1699 года совершалось освящение воды в Москве на реке Неглинной. В тот год в том обряде участие принимал царь Петр I.

«Праздник Богоявление Господне ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона. … Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. ...

На твердом льду реки была построена ограда (иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты, епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид.

Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу.

Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией.

После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. ...

Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. ...

Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».