Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского
 

Попробуйте не осуждать – и продлится радость Рождества [интервью с архимандритом Сильвестром, духовником Спасо-Яковлевского монастыря]

Архимандрит СильвестрВот и канун Рождества - Сочельник. В палево-дымном небе, зеленовато-бледно, проступают рождественские звезды. Вы не знаете этих звезд российских: они поют. Сердцем можно услышать, только: поют - и славят. Синий бархат затягивает небо, на нем - звездный, хрустальный свет. Где же, Вифлеемская?.. Вот она...» Так проникновенно о Рождестве, которое помнил с малых лет и которое только и может быть в России, писал Иван Шмелев. Стремительно летят годы, но каждый раз в преддверии Рождества возникает одно и то же чувство - возвращения в детство и ожидания чуда. Эти праздничные дни наполнены радостью.

Это дни, когда не благословляется никому печалиться, потому что в мир пришел Спаситель, чтобы спасти каждого из нас. О том, что такое радость в жизни и готовы ли мы оставить все и следовать за Вифлеемской звездой спустя более 2000 лет от Рождества Христова, мы беседуем с архимандритом Сильвестром (Лукашенко), настоятелем храма мученика Андрея Стратилата села Сулости Ростовского благочиния

- Отец Сильвестр, мы часто говорим о радости. А в Вашем понимании, что такое радость, когда она наступает?

- На самом деле чувствуешь радость, когда Господь тебя слышит и отвечает тебе. Ощущение, что ты все время ходишь перед очами Божиими. Когда ты это чувствуешь, то это радость. И ты ощущаешь, что ты Богу для чего-то нужен. А потом - когда к тебе люди приходят как к священнику. И они приходят одними, а уходят в совершенно другом состоянии, в состоянии радости. И ты понимаешь, что не ты это делал, это делал Господь, но делал через тебя. Это такая любовь Божия к тебе, что через тебя позволил сотворить доброе дело одному, другому, третьему человеку, а их бывает много.
- Вопрос Вам покажется немного тривиальным, но до сих пор даже по прошествии стольких веков люди ищут на него ответ: для чего родился Спаситель в этой убогой пещере? Неужели только для того, чтобы быть распятым?

Спаситель принес людям заповедь любви. Он показал, что все остальное покрывается любовью. Закон и пороки все вскрыты в заповеди любви. И Он эту любовь везде нам преподносил, именно творил все по любви. И нас Он учил любить ближних. А Распятие - это уже завершение пути. Он позволил распять себя по любви к нам - любви к своему творению.

- А Вы раньше как праздновали Рождество?

- В советский период мы, конечно, знали о Рождестве. Дома кто-то накрывал стол. Соберемся так по-простому, по-праздничному. Широко-то нельзя. Я был преподавателем - ассистентом кафедры высшей математики, если бы узнали, то меня в течение недели или суток просто уволили.

- А помните свое первое настоящее церковное Рождество?

- Оно очень памятно. Мне особенно запомнились первая Пасха и первое Рождество. Как на крыльях летал - такое светлое было чувство. Я ощутил это состояние только потом, через много-много лет, будучи на Святой Земле. Я сам поразился этому. Я прилетел на Святую Землю с группой, в суете, легли спать. Проснулся и ничего не могу понять: все во мне изменилось. Такое состояние необычное, но я помню, что когда-то его уже ощущал. Я анализировал, размышлял, а это состояние не покидало меня все время пребывания на Святой Земле и потом какое-то время после возвращения. Но будучи на Святой Земле, когда я пришел в храм Воскресения Христова, я вспомнил - это были праздники Пасхи и Рождества. Именно первые. Они запомнились, и состояние это запомнилось: легкое, необычное, когда ты не вспоминаешь о каких-то печальных вещах, когда тебя не беспокоят огорчения, болезни или что-то иное. Это радость. И ты пребываешь, купаешься в любви Божией.

- В древние времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью великого человека, именно от таких представлений сохранилось крылатое выражение «взошла звезда и погасла звезда». Волхвы, идущие за звездой поклониться рожденному Иисусу Христу, символизируют все народы, идущие к Источнику Вечной Жизни. Но в этом символе можно прочесть и обращение к нам, живущим через 2000 лет, - а мы кто такие? Пойдем ли мы за Вифлеемской звездой?

- Господь не обещает нам радостей земных, Он нам обещал, и тогда, и сейчас, Царство Небесное. Но не просто так. Надо к этому приходить, отказываться от привязанностей к земному своему жительству.
Определенная часть пошла бы, но, конечно, далеко не большинство. Это малая часть, но Господь и сказал, что «малое стадо спасется». А остальная часть, большинство, мы их не будем осуждать, но в то же время реально должны понимать, будет занята своей жизнью, суетой, которая окружает: кому-то нужно зарабатывать деньги, кому-то надо пойти в больницу, кому-то на рынок, кому-то в магазин, кому-то отдыхать. Та суета, которая сейчас существует, захватила людей. Тем более, сейчас есть телевизор, радио, различные развлечения, которые сейчас позволяют увлечься. И нам реклама постоянно вещает - съездите туда, посмотрите это, человек захвачен этой суетой, он уже собой не владеет. Он как бы не может вырваться, вместо того, чтобы прийти и поклониться Царю Царей.

Узкими вратами человек должен всегда себя теснить, а человек этого делать не хочет. Он хочет по максимуму себя расширить. А эти узкие двери являются великим препятствием. Помню высказывание одного олигарха, который сказал: «Для меня человек начинается с миллиарда». Господь его посрамил, потому что начался кризис, и у него миллиарда не стало. И когда мне довелось с этим человеком пересечься, посмотрел, как его вертело, крутило, как он не мог найти себе места. Хотелось подспудно сказать: «Ну, помолчи, у тебя нет этого миллиарда - ты пока не стал человеком». Но, конечно, я этого сказать не смог. В принципе, к нему можно было так обратиться, это его слова. У него совершенно другие принципы жизни, для него одна цель - благосостояние. Стать выше, лучше, чем другие.

Слава Богу, что есть величайшие подвижники, которые идут на свет Вифлеемской звезды. Они есть в любое время и в любом веке. Есть и сегодня. Мы просто мало о них знаем. Но те бабушки, которые рядом с нами, которые вставали ни свет ни заря, и, преодолевая все трудности, шли за несколько километров в храм по настоящим морозам, когда выращенный первый мешок картошки отдавали в храм. Разве они не шли за Вифлеемской звездой? А подвижники, святители, преподобные... Это ныне наши с вами маяки, по пути которых мы и должны следовать. Христианин должен стремиться к этой звезде - это Спаситель, надо к Нему идти вопреки всему, так же, как волхвы оставили все свои привязанности. Они поняли, что главное - это то, что нужно. Это не смотря на то, что они были волхвами, язычниками. Но они были людьми здравого ума, и все-таки душой всегда были с Богом, хотя ходили по другим путям и отдали самое дорогое. Они отдали именно Ему, Его еще никто не признал. А некоторые, признав, пожелали, чтобы Его убили. А они принесли самое ценное, зная что это Царь Царей, что это пророчество. Для них это явление было выше всего. Это были самые образованные среди своего народа люди.

- В Евангелии сказано: «Будьте как дети». Рождество всегда считался самым главным праздником детства. Что значит быть как дети?

- Радоваться. Опять же радоваться всему. Эта радость должна быть естественной, детской. Она идет из глубины души, она не думает объяснить это событие, она просто радуется, что оно есть. Радуется родившемуся Христу. Искренне все воспринимает, бесхитростно.

- А как сохранить эту радость после праздника? Ведь Рождество заканчивается, наступают будни...

- Это самое сложное. Радость не должна превратиться в обыденность
Радость не должна стать тем, к чему мы начинаем привыкать как к некоему празднику. Радость - это состояние души. И тут единственно опять же нужен подвиг, подвиг неосуждения. Как только не судишь никого - радостно. У одного человека было постоянное состояние огорчения. Я ему задал вопрос, как там у тебя дома, на работе, есть проблемы? Да, приходится иметь конфликтные ситуации. А ты постарайся никого не осуждать. Да, ну это ерунда. Надо что-то грандиозное, может съездить куда-то по святым местам, таблетки дорогие попить? Мы всегда думаем о значительном, масштабном и не замечаем простого. Я ему отвечаю, не надо этого ничего - постарайся никого не осуждать. Это так просто - был его ответ. Просто? А ты попробуй. Я тебя ничего не прошу, постарайся хотя бы неделю прожить, не осуждая никого. Через три дня приходит - батюшка, ну что Вы. Я даже поражен, не могу никого не осудить. Я специально с утра встал, все мысли гоню, телефон отключил. Но проходит час-два, я про кого-то начинаю думать плохо. Только прогоню - такое благостное состояние. В состоянии вне осуждения он продержался полдня. Так было на душе хорошо. Но потом вышел из дома, зазвонил телефон, он почувствовал, что потерял эту радость. Попробуйте пожить в мире со всеми. Вы скажете, что это невозможно, это никак нельзя осуществить в реальном мире? Но ведь все подвижники жили в реальности мира, и даже тогда, когда старались уйти от него, мир сам приходил к ним, чтобы учиться радости и любви. Попробуйте не осуждать - и ваша рождественская радость будет долгой.

Ярославские епархиальные ведомости. 2010 г., январь. № 223. С. 8-10.