Подобие Храма Гроба Господня в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре
асхальные торжества 1912 г. в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре были ознаменованы появлением нового монастырского храма, освященного в честь Воскресения Христа. Это была совершенно особая церковь – в ней были устроены подобия величайших христианских святынь: Вифлеемской пещеры, Темницы Спасителя, Голгофы и Гроба Господня. Так в Ростове появился уникальный реликварий палестинских святынь и своеобразный аналог Храма Гроба Господня.
Воскресенский храм в Иерусалиме или Храм Гроба Господня, сооруженный на месте смерти, погребения и воскресения Христа – верховное святилище христианского мира, главнейший памятник христианства. В новой церкви Спасо-Яковлевского монастыря была воссозданы три святыни Воскресенского Иерусалимского храма – часовня Животворящего Гроба Господня (кувуклия), Голгофа – место распятия Спасителя и Темницы Христа – место, где Он ожидал казни. Также в монастырской церкви было устроено подобие Вифлеемской пещеры – главной святыни храма Рождества Христа в Вифлееме, который, по христианской традиции, построен месте, где родился Спаситель.
Степень их соответствия монастырских подобий их оригиналам, находящимся в Святой Земле, была различной. Большинство святынь воспроизводились символически, но первоосновная реликвия – Гроб Господень, был скопирован довольно точно.
Основателем Воскресенской церкви являлся епископ Иосиф – викарий Ростово-Ярославской епархии и настоятель Спасо-Яковлевского монастыря. Владыка имел прекрасное образование, занимался литературной деятельностью и изучал церковные древности. В сферу его разносторонних интересов входили и памятники христианского Востока. Летом 1911 г. епископ Иосиф совершил поездку на Афон для изучения греческих церковных напевов. Вернувшись из афонского паломничества, он приступил к устроению в своем монастыре реликвария подобий христианских святынь. Местом размещения новой церкви стал подвал храма св. Иакова. Средства на ее устроение пожертвовала монахиня Вероника (Вера Семеновна Волчкова), которая, по завещанию, впоследствии была в ней похоронена.
Время существования Воскресенского храма можно определить с точностью до дня. Его освящение, приуроченное к Пасхе, произошло в воскресенье, 1 апреля 1912 г. Через 16 лет, на одиннадцатом году советской власти, комиссия по проверке церковного имущества признала эту церковь “нарушенной” и непригодной для пользования. Актом от 27 марта 1928 г., предписывалось упразднить пещерный храм и «разнести его имущество» по остальным церквям обители.
Итак, около ста лет назад для устройства Воскресенской церкви был приспособлен подвал Яковлевского храма. Новая церковь изначально устраивалась как «пещерная», без доступа дневного света. Ее освещали два небольших паникадила, несколько светильников, множество лампад и свеч. Пол был выложен метлахской плиткой. Стены и своды – расписаны маслом. Храм, посвященный Воскресению Христа, украшали изображения сцен страданий, смерти и воскресения Спасителя. Росписи не сохранились, в настоящее время стены храма просто побелены.
Алтарь был небольшим по площади. Алтарная преграда была облицована искусственным мрамором. Иконостас состоял из двух икон местного ряда – изображений Христа и Богоматери. Перед иконами висели лампады и стояли два медных подсвечника. Завеса в царских вратах была из голубого шелка. На царских вратах помещалось изображение Благовещения. Северная и южная двери были украшены сценами явления Христа Богоматери и Марии Магдалине. На горнем месте находилось выполненное на стекле изображение Воскресения Христа.
В алтаре располагались мраморные престол и жертвенник. На лицевой стороне престола в бронзовой раме под стеклом помещалась икона Знамения Богоматери. На престоле находились: антиминс, беломраморная дарохранительница, два Евангелия, напрестольные кресты, два медных трехсвечника. Над престолом располагалось семь подвесных лампад. На жертвеннике хранился набор священных сосудов для совершения евхаристии.
Помещение для молящихся – пространство от алтаря до притвора. Его западную часть прежде занимали три печи, которые обогревали не только Воскресенскую церковь, но и верхние этажи.
Восточная часть храма играла главенствующую роль в его композиционной структуре, поскольку, именно там, ближе к алтарю, были расположены подобия христианских святынь. Около северной стены была устроена копия Гроба Господня. С этой целью была сооружена небольшая камера, со всех сторон изолированная от пространства храма. В источниках она называется «Пещерой Гроба». Это тесное, почти квадратное в плане помещение (192 х 172 см), в котором находится кирпичное ложе, покрытое мраморной плитой. С западной стороны – узкий дверной проем, с восточной – небольшое квадратное окно. Внутреннее пространство Пещеры было украшено росписями: на западной стене – изображение скорбящей Богоматери, на южной, над ложем – изображение Воскресения Христа и двух коленопреклоненных ангелов. Освещение Пещеры Гроба имело символическую связь с именем Христа: количество светильников равнялось 33-м и соответствовало числу лет Спасителя. Важно отметить, что на плите, покрывающей ложе, в бронзовой раме под стеклом располагалась часть подлинного камня Гроба Господня. Ложе покрывала небольшая плащаница, поверх которой находилось Евангелие. Рядом с ложем стояли подсвечники. Помещение гробницы украшалось живыми цветами. Площадка перед входом в Пещеру символизировала придел св. Ангела в часовне Гроба Господня Иерусалимского Воскресенского храма. На северной стене находилось изображение Ангела, рядом стояли две кипарисные хоругви.
Для сравнения приведем описание подлинного Гроба Господня. Часовня Животворящего Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме – небольшое, прямоугольное в плане помещение, облицованное мрамором, которое разделяется на придел Ангела и Пещеру Гроба. Последняя представляет собой тесную камеру с низким сводом, часть которой занимает каменное ложе, покрытое мраморной плитой – “место, где Он был положен” (Мр. 16, 6). Рядом на стене – беломраморный барельеф с изображением Воскресения Христа и двух ангелов. Пещера освещалась многими лампадами и украшалась цветами.
В южной стене Воскресенского храма находятся две ниши. В одной из них, ближайшей к алтарю, устроено мраморное надгробие епископа Иакова, основателя Спасо-Яковлевского монастыря. Мощи святителя и ныне хранятся под спудом. В глубине ниши, за надгробием, помещалась икона, изображающая св. Иакова, почивающего в гробу. Над надгробием располагались две лампады.
В соседней нише, также освещенной лампадами, была устроена копия Вифлеемской пещеры – символическое подобие места рождения Христа. В глубине ниши находилась икона Рождества Христова.
Источники свидетельствуют, что в Воскресенском храме имелось подобие Голгофы, но ее описание и указание места ее расположения отсутствуют. Вероятно, копия Голгофы находилась в северо-восточном углу храма, в обширной нише стены, поскольку этот угол был отмеечен повышением уровня пола точно так же, как места расположения подобий Гроба Господня и Вифлеемской пещеры.
Притвор Воскресенского храма, выделенный в самостоятельный объем, по своим размерам соответствует притвору Яковлевской церкви. Его северную часть занимает лестница, ведущая наверх. Под ней устроено подобие Темницы Христовой, которая представляет собой маленькую изолированную камеру с решетчатой металлической дверью, освещенную единственной лампадой. Внутри нее располагалась резная деревянная скульптура сидящего Христа (Спас Полунощный). Это помещение символизировало Темницу Христа Воскресенского Иерусалимского храма, место, где Спаситель ожидал приготовление к казни. В правой части притвора находилось традиционное Распятие с Предстоящими, перед ним – семь подвесных лампад.
Воскресенская церковь служила местом проведения регулярных богослужений – ранних литургий. Наряду с использованием храма для рядовых служб, он предназначался для особого церемониала. Каждую субботу после литургии в нем архиерейским служением совершался молебен и читался акафист Воскресению Христову и Гробу Господнему. Основание этой традиции положил епископ Иосиф. Самые торжественные богослужения происходили здесь на Пасху.
Воскресенский храм являлся достопримечательностью Спасо-Яковлевского монастыря и с гордостью демонстрировался самым почетным гостям обители. В мае 1913 г. монастырь посетил император Николай Александрович со своими детьми и многочисленной свитой. По признанию епископа Иосифа, «большой интерес и внимание государя и особенно августейших детей его возбудила пещерная церковь с Гробом Господним, устроенным в ней наподобие Иерусалимского. Несмотря на очень узкий вход в пещерку Гроба, вся царская семья с государем одновременно взошли туда и долго-долго оставались там в умиленно-молитвенном настроении. Освещенная 33-мя лампадами (по числу лет Христовых) и украшенная цветами, светильниками и священными изображениями, пещерка производит на душу сильнейшее впечатление, перенося мысль к подлинным местам и обстановке смерти и погребения Воскресшаго Живнодавца. Пробыв довольно долгое время в пещерке, Его Величество вышел из нея и изволил высказать от своего и от имени августейших детей удовольствие по поводу обретения святынь».
Таковыми, в общих чертах, были устройство, убранство и предназначение Воскресенской церкви. Она имела четкую христологическую направленность. Церковь названа в честь Воскресения Христа, освящена на Пасху, детали ее интерьера и система росписи посвящались культу Спасителя. В подобиях христианских святынь, воссозданных в Воскресенской церкви, подробно раскрывалась и наглядно демонстрировалась жизнь Христа, Его рождение и смерть, искупление и воскресение. Подобие Гроба Господня, максимально приближенное к оригиналу, являлось зримым воплощением слов Евангелия: “подойдите, посмотрите место, где лежал Господь” (Мф. 28, 6). Таким образом, в храмовом пространстве воссоздавалась Евангельская история, воссоздавалась реально и зримо, не в отвлеченных символах, а посредством устроения аналогов христианских реликвий.
В настоящее время наместник Спасо-Яковлевского монастыря игумен Серафим и насельники обители прилагают усилия для возобновления Воскресенской церкви, и это позволяет надеяться на скорое возрождение ростовского подобия Храма Гроба Господня.
А. Виденеева, к.и.н., н.с. музея «Ростовский кремль»
Ярославские епархиальные ведомости 2006 г., апрель. № 177. С. 22-24.