Сайт, созданный в 2009 году, ныне действует по благословению Высокопреосвященнейшего Вадима, митрополита Ярославского и Ростовского
 

Подготовка обители к Димитриевым дням (интервью с насельниками Спасо-Яковлевского монастыря)

Благочинный Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, игумен Савва, в последнюю перед великой датой неделю крайне загружен делами: он как полководец перед битвой отдает распоряжения, учитывает все мелкие и крупные детали предстоящих торжеств, посвященных 300-летию со Дня преставления Святителя Димитрия, митрополита Ростовского…

- Отец Савва, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о предстоящих событиях…

- В воскресенье, 4 октября, к нам приезжает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Для нас это огромная честь, поскольку в первый год своего патриаршего служения Святейший Патриарх все-таки нашел время посетить нашу святую обитель. Помимо всего прочего, это посещение приурочено к 300-летию со дня преставления великого угодника Божия, святителя Димитрия, митрополита Ростовского, который прославился не только в пределах города Ростова и всей Ярославской области, не только на просторах нашей необъятной матушки России, но и далеко за ее границами.

Так что мы ожидаем очень большое количество гостей в день памяти святителя Димитрия, готовимся к приезду Святейшего Патриарха и надеемся, что все, кто посетит в этот день нашу святую обитель и вознесет здесь свои молитвы перед мощами святителя Димитрия, митрополита Ростовского, уедут утешенными. Мы надеемся, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл оценит наши старания по организации и проведению праздника, к которому все мы готовимся.

* * *

Иеродиакон Иаков, один из первых насельников Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, согласился ответить на несколько вопросов:

- Как проходило освящение Дмитриевского храма и раки, приготовленной для святых мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского?

- 25 сентября освятили новую раку. Ее изготовили в дар монастырю ростовские мастера фирмы «Карат плюс». Рака блестит серебром и золотом. Мы купили ковры, новую утварь поставили, повесили новое паникадило. Побелили храмы и стены монастыря, благоустраиваем территорию.

По завершению масштабных ремонтно-восстановительных работ, 26 сентября произошло освящение Дмитриевского храма. В советское время, в течение почти семидесяти лет храм был закрыт. Справедливость восторжествовала, и Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, но за прошедшие богоборческие годы многое здесь было разрушено, осквернено. И вот ценой огромных усилий святая обитель восстанавливается, постепенно обретает былое благолепие. И один из ярких примеров тому – Димитриевский храм: после долговременного поругания святыни совершилось его великое освящение.

Важнейшая часть храма – алтарь, а главная часть алтаря - престол. Престол - стол на четырех столпах (столбах), служащий, главным образом, для совершения евхаристии. В таинственном смысле престол изображает небесное место селения Господа Вседержителя, а также гроб Христов. Поэтому никому, кроме священнослужителей, нельзя прикасаться к престолу.

Священнослужители окропляют святой водой верхнюю доску и четыре гвоздя, которые напоминают о пригвождении Иисуса Христа ко кресту. Этими гвоздями прибивают доску к столпам. При пении псалмов совершается омовение престола (символ очищения). Затем, в ознаменование помазания, трижды крестообразно льют смесь красного вина и розовой воды (символы крови и воды, изошедших из ребра Спасителя).

Наконец, престол облачается в две одежды: нижнюю - срачицу (сорочку) белую ткань, символизирующую плащаницу, которой было обвито при погребении тело Господа нашего Иисуса Христа, и верхнюю – индитию, символизирующую ризу священника. Срачица опоясывается вервием (веревкой), в напоминание уз Спасителя, причем при архиерейском освящении престол обвязывается так, что на каждой его стороне вервием изображается крест. В престол камнями вбиваются гвозди, в память того, что Спаситель был пригвожден ко кресту. Эти камни кладутся под престол. Затем полагают на престол Евангелие, крест и антиминс - священный плат, в который зашиты мощи святого, обволакивают престол пеленою и переходят к освящению алтаря и храма.

Видите, как много символов! В храме и сама архитектура, иконы, и все события богослужения – все символично.

- Вы в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре со времени его возрождения. Какие изменения произошли с тех пор?

- Братии было человек 10-12, а сейчас – 18, то есть не намного больше. Богослужения и хозяйственная жизнь по сути все такие же. Но мы сами меняемся, наше внутреннее устроение. И сам монастырь внешне меняется, постепенно облагораживается.

- Трудно ли выносить монашеской душе открытость монастыря, экскурсионную деятельность в его стенах?

- Конечно, монашеская жизнь должна быть размеренная, спокойная, однообразная, ничем не возмущаемая. Основу ее составляет молитва. А подготовка к празднованию 300-летнего юбилея для нас весьма тяжела: суета, много людей, со всеми надо заниматься. Но экскурсии в монастыре проводят светские люди, мы в этом не участвуем.

- Какие послушания возложены на братию?

- Отец Леонтий занят сельскохозяйственными работами, отец Сергий – восстановлением храма св. Петра, митрополита Московского в селе Львы, настоятелем которого он является.

Отец Игнатий занимается с детьми: организует летний лагерь, вместе с молодежью ухаживает за Святым источником и восстанавливает Богоявленский храм в селе Красново. Отец Дорофей печет просфоры. Отец Паисий – ризничный. Отец Зенон – келарь (то есть, заведует продуктами, приготовлением пищи - всей кухней). Я занимаюсь бухгалтерией. Подготовка к празднованию требует усилий всей братии и работающих у нас мирян. Недавно наводили порядок в храмах, отмывали полы. Даже дорожки на территории монастыря отмывали с моющими средствами: приходили студентки сельскохозяйственного техникума и терли их щетками. Мы переносили всю утварь из Яковлевского храма в Дмитриевский.

- Отец Иаков, что - самое трудное в монашеской жизни?

- За 70 лет обрубили преемственность монашеских традиций. Когда мы пришли в монастырь, нам пришлось заново, по книжкам, восстанавливать монашество. Прошло 15 лет, и сейчас уже понимаешь, что не все так просто, как поначалу казалось.

В прежние времена, когда молодые приходили в монастырь, они научались старцами, как правильно жить по-монашески, как правильно воспитывать других. Когда наше поколение пришло, то многих стали быстро рукополагать в священники. А некоторые сами еще не научились жить по-христиански, по-монашески, и спросить не у кого. Как тут учить? Но учить-то обязывает сан. Поэтому очень тяжело пришлось молодым. Они еще в себе ничего не исполнили, а уже надо учить других.

- То есть, поставление на такую высоту иногда не соответствует духовному состоянию человека?

- Да. И появляется соблазн думать о себе больше, чем ты являешься на самом деле, от которого очень трудно удержаться. Хорошо, если человек понимает свои обязанности и понимает, кто он есть на самом деле. Но бывает и по-другому. Почему и пошло младостарчество: некоторые возносятся, думают, что они уже не такие, как прочие люди. Это – очень тяжелое искушение.

- В чем заключается монашеский путь?

- Монашеское дело спасения заключается в том, чтобы постигнуть свою греховность, преодолеть ее и освятиться. Человек должен научиться смирению. В древних патериках старцы учили: «Сначала должен себя исправить и потом сможешь исправлять других». Таков был принцип старчества: они сначала очищались от страстей, проходили этот трудный путь, а потом учили молодых. А у нас этого нет.

- То есть, сейчас почти не от кого научиться истинно монашеской жизни, принять этот живой огонек?

- В нашем монастыре старцев нет, а в других местах – Бог знает...

Беседовала Т.Н. Кожевникова
«Ростовский вестник», 1 октября 2009 г. [«Возрождение» № 21]