«Пламенною любовию возлюбим пост...»
о второй недели февраля начинается Великий пост – время, когда духовное преобладает над мирским, молитва – над житейской суетой, милосердие над равнодушием, мир – над враждой…
О том, каким должно быть время Великого поста, нас учат святые отцы и святые старцы.
Святитель Василий Великий: «Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел… Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата…
Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».
Святитель Иоанн Златоуст: «Пост есть пища для души. И как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом тонут, так и пост, делая ум наш более легким, способствует ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и предметам небесным…».
Святитель Василий Великий: «Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе».
Святитель Афанасий Великий: «Пламенною любовию возлюбим пост, ибо пост есть великая твердыня, равно как и молитва и милостыня, поелику они избавляют человека от смерти...
Смотри, что делает пост: он врачует болезни, иссушает кровоточивые потоки, изгоняет демонов, прогоняет злые помыслы, просвещает ум, делает сердце чистым, освящает тело и поставляет человека пред Престолом Божиим.
Пост есть жизнь Ангелов, и кто пребывает в нем, тот причисляется к лику Ангелов».
Святой Иоанн Кронштадтский: «Пост - хороший учитель:
- он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья, и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, т.е. того, чем сколько требует наша природа;
- пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода оказывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор;
- он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения;
- пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства, при озарении теперь нас светом благодати Божией, ясно оказываются, и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей».
Митрополит Антоний Сурожский: «Встаньте перед лицом своей совести и ответьте: воздержались ли вы ради спасения своей души, и принесло ли ваше воздержание кому-нибудь хоть крупицу радости и добра? А если нет – напрасен был пост».
Старец Паисий Святогорец: «Православное воздержание и вообще духовные упражнения всегда направлены к наивысшей духовной цели – к освящению души».
Митрополит Антоний Сурожский: «Пост не значит изнурение, пост не значит голодовка, пост не значит лишение себя всего того, что мы любили, а только лишение себя того, что нас разрушало».