Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского
 

Пещерный храм Воскресения Христа

Рубрика: ХРАМЫ ОБИТЕЛИ -> Воскресенский храм
Просмотров: 1918
Подписаться на комментарии по RSS

Пещерный храм Воскресения Христа В апреле 1912 г. в Спасо-Яковлевском монастыре произошло освящение Воскресенской церкви. Соименная Воскресенскому храму в Иерусалиме, она была устроена как символический аналог Храма Гроба Господня − одной из главных святынь христианского мира. В новой монастырской церкви были устроены подобия святынь Воскресенского храма в Иерусалиме (Храма св. Гроба Господня) и церкви Рождества Христа в Вифлееме, а именно: подобие Вифлеемской пещеры, Темницы Спасителя, Голгофы и Гроба Господня.

Воскресенская церковь стала особым реликварием, вместившим в себя уникальное собрание подобий наиболее почитаемых святынь христианства. Степень их соответствия оригиналам, находящимся в Святой Земле, была различной. Второстепенные, по своей значимости, святыни воспроизводились символически, тогда как Гроб Господень − первоосновная реликвия христианства, был скопирован довольно точно, вплоть до совпадения размеров и деталей убранства.

Основание Воскресенской церкви относится к рубежу 1911–1912 гг. и связано с именем настоятеля Спасо-Яковлевского монастыря, викария Ростово-Ярославской епархии епископа Иосифа – просвещенного и деятельного владыки. Средства на устроение храма предоставила монахиня Вероника (Вера Семеновна Волчкова), которая, согласно завещанию, была похоронена в нем.

Местом размещения новой церкви стал подвал храма св. Иакова. Епископ Иосиф в своем письме от 16 декабря 1911 года, адресованном хранителю Ростовского музея церковных древностей Ивану Александровичу Шлякову, сообщал: «Под Яковлевским храмом нашей Обители имеется подвальное помещение, отчасти занятое печами, согревающими обе верхние церкви. Место это сухое, теплое и весьма удобно для устройства здесь небольшой церкви для ранних литургий. Никаких особых работ тут не требуется. Достаточно лишь поставить иконостас и церковь готова».

Воскресенский храм называли «пещерным» − он был устроен ниже уровня земли и в него не попадал дневной свет. Церковь освещали два небольших посеребренные паникадила, а также – светильники, лампады, свечи.

Копия Гроба Господня располагалась, с северной стороны храма, перед алтарем. Для нее была сооружена небольшая камера, которую называли Пещерой Гроба. Вход в нее осуществлялся с западной стороны через узкий дверной проем., с восточной − небольшое квадратное окно.

Внутри Пещеры вдоль южной стены было устроено кирпичное ложе, покрытое мраморной плитой. На этой плите, в бронзовой раме под стеклом располагалась часть подлинного камня Гроба Господня. Ложе покрывала небольшая плащаница, поверх которой находилось Евангелие. Внутреннее пространство Пещеры было украшено росписями. На западной стене − изображение скорбящей Богоматери, на южной, над ложем − изображение Воскресения Христа и двух коленопреклоненных ангелов. Освещение Пещеры Гроба имело символическую связь с именем Христа: количество светильников – 33, соответствовало числу лет Спасителя.

Символическая копия Вифлеемской пещеры − подобие места рождения Христа – было устроено одной из ниш южной стены Воскресенского храма. В глубине ниши находилась икона Рождества Христова. Копия Голгофы, по всей видимости, находилась в северо-восточном углу храма, в обширной нише стены.

Притвор Воскресенского храма был выделен в самостоятельный объем. Его северную часть занимает лестница, ведущая наверх. Под ней было устроено подобие Темницы Христовой, которая представляла собой маленькую изолированную камеру с решетчатой металлической дверью в южной стене и окном с восточной стороны, освещенную единственной лампадой. Внутри нее располагалась резная деревянная скульптура сидящего Христа (Спас Полунощный). Это помещение символизировало Темницу Христа − место, где Спаситель ожидал вынесения приговора.

Воскресенская церковь Спасо-Яковлевского монастыря предназначалась для ранних литургий. Каждую субботу после литургии там архиерейским служением, по особо установленному чину, совершался молебен и акафист Воскресению Христову и Гробу Господнему. Наиболее торжественные службы происходили на Пасху. В великую субботу в храме полагалась плащаница, по совершении крестного хода ее возвращали туда, на пасхальную утреню в храм допускались богомольцы.

В настоящее время в Спасо-Яковлевском монастыре ведутся работы по возобновлению Воскресенского храма.

А. Виденеева