Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского
 

Периоды истории монастыря

Рубрика: ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ -> Вехи истории
Просмотров: 1138
Подписаться на комментарии по RSS

Ростовскому Спасо-Яковлевскому Димитриеву монастырю насчитывается более 600 лет. На протяжении этой долгой истории значение монастыря неуклонно возрастало. Если на раннем этапе существования это была ничем не примечательная, далеко не самая древняя и не самая обеспеченная обитель, то уже в XVIII в. Спасо-Яковлевский монастырь получил титул ставропигии и в XIX в. являлся знаменитейшим, знатнейшим и богатейшим монастырем Ярославо-Ростовской епархии.

В основу периодизации истории Спасо-Яковлевского монастыря положено официальное изменение его статуса.

I. Древнейший период (конец XIV - середина XVII вв.)

Монастырь основан епископом Иаковом в конце XIV в. Ранний период истории его существования наименее Известен. Судя по немногим сохранившимся источникам, положение монастыря было незавидным.

II. Приписной к архиерейскому дому монастырь (середина XVII в. -1674 г.)

При ростовском митрополите Ионе, вероятно, в середине XVII в. Яковлевский монастырь был приписан к Ростовскому архиерейскому дому, что спасло обитель от разорения. В качестве приписного монастырь существовал до реформы 1764 г., в ходе которой он не только сохранил, но и упрочил свое существование. Так, к Яковлевскому монастырю был приписан находившийся по соседству с ним Спасский. Наиболее значимыми событиями этого периода, во многом определившими последующий расцвет монастыря, явились выбор обители митрополитом Димитрием в качестве места своего захоронения, обретение его мощей и канонизация.

III. Ставропигиальный монастырь (1765-1888 гг.)

9 марта 1765 г. Яковлевский монастырь стал ставропигиальным, то есть поступил в непосредственное подчинение Московской Синодальной конторы, а через две недели после этого, 26 марта, из заштатных монастырей был возведен во II класс. 22 ноября 1834 г. он был причислен к I классу. Слава св. Димитрия делает Спасо-Яковлевский монастырь все более известным и знаменитым. Обитель становится объектом особого внимания со стороны царствующей фамилии. Умножается число жертвователей, ими становятся и столичные аристократы, и крестьяне окрестных сел. Монастырь богатеет. Заново в камне отстраивается его огромный архитектурный ансамбль.

IV. Монастырь - резиденция викарных епископов (1888-1917 гг.)

По возвращении монастыря в епархиальное ведомство он становится резиденцией викарных епископов Ярославской епархии. К 1917 г. монастырь имел шесть храмов с девятью престолами, колокольный набор из 22 колоколов, богатейшую ризницу, 241100 руб. на банковском счету, настоятеля в сане епископа и всероссийскую известность.

V. Советское время (1918-1991 гг.)

После революции судьба монастыря была предрешена - оставленный без средств, ограбленный, лишенный большей части принадлежавших ему строений, он завершил свое существование к концу 1920-х гг. Впоследствии постройки монастырского ансамбля использовались в качестве складских помещений.

VI. Возрождение монастыря (с 1991 г.)

Весной 1991 г. Спасо-Яковлевский монастырь был возвращен православной церкви и стал первой возрожденной обителью Ростова. Монастырь населяется братией. Освящаются храмы, в которых ежедневно производится богослужение. Разворачиваются широкие строительно-реставрационные работы. Устраивается монастырское хозяйство. После долгого периода запустения Спасо-Яковлевский монастырь возвращается к той жизни, для которой он был предназначен.

* * *

История Спасо-Яковлевского монастыря необычна и интересна. Здесь мне хотелось бы особо отметить только одно обстоятельство - то, что особую роль в его судьбе сыграли два ростовских святителя. Монастырь был основан епископом Иаковом и стал местом его упокоения. В XVII в. Яковлевский монастырь уцелел благодаря тому, что был приписан к архиерейскому дому, а судя по тексту царской грамоты, если не причиной, то поводом для этого явилось наличие в монастыре мощей святителя Иакова. В начале XVIII в. митрополит Димитрий, в свою очередь, избирает Яковлевский монастырь местом своего захоронения, что, наряду с его последующей канонизацией, стало залогом процветания этой обители. И ныне мощи святителей Иакова и Димитрия покоятся в этом монастыре.

А. Виденеева

Ростовский вестник. 1997 г., 26 июня. С. 5.