Откройте для себя красоту этого древнего монастыря в Ростове Великом
ксперт по архитектуре американский профессор Уильям Брумфилд, посетивший Спасо-Яковлевский монастырь летом нынешнего года, исследует одну из главных достопримечательностей самого исторического города России.
(Фотографии Уильяма Брумфилда и Сергея Михайловича Прокудина-Горского)
Примерно в 130 милях к северо-востоку от Москвы, берегу озера Неро раскинулся средневековый город Ростов Великий, который отличается великолепной северной природой. Пожалуй, наиболее ярко его лирическая красота проявляется в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре, расположенном на западной окраине города. Российский химик и фотограф Сергей Прокудин-Горский сделал несколько фотографий монастырского ансамбля во время своей работы в Ростове летом 1911 года.
Мои фотографии Спасо-Яковлевского монастыря были сделаны в период с 1992 по 2019 год.
Средневековый церковный центр
Ростов – один из древнейших городов Руси, впервые упоминаемый под 862 годом в древней летописи «Повесть временных лет». В течение Х века в эту область, уже заселенную финно-угорскими племенами, переселялись славяне, главным образом из новгородских земель
В 988 году киевский князь Владимир, крестивший Русь, передал ростовские земли одному из своих сыновей Ярославу, который в историю под именем «Мудрый». К середине XI века ростовские земли перешли к сыну Ярослава Всеволоду, и христианские миссионеры, такие как епископ Леонтий Ростовский, усилили свои попытки обратить в христианство людей, населявших Ростовские земли. За проповедь христианства среди язычников епископ Леонтий принял мученическую смерть в начале 1070-х годов.
Укрепление церковной власти символизировалось сооружением в Ростове каменного собора Успения Пресвятой Богородицы, начатым в середине XII века владимирским князем Андреем Боголюбским и позднее, в 1220-х годах, перестроенным князем Константином Всеволодовичем. Хотя Ростов был захвачен во время монгольского нашествия 1237-1238 гг., собор и монастыри оставались практически нетронутыми.
В XIV веке Ростов являлся центром религиозного обучения и миссионерской деятельности, таких как Стефан Пермский и Епифаний Мудрый – насельники Григорьевского затвора при архиерейском доме.
В конце XIV столетия в городе был основан Яковлевский монастырь. Его основатель, епископ Иаков, был изгнан из города за прощение женщины, осужденной на казнь. Хотя о Иакове мало что известно, он, по-видимому, ушел на дальнюю западную окраину города и обосновался на берегу озера Неро, возле церкви Архангела Михаила, основанной епископом Леонтием в середине XI века. Там он построил бревенчатую церковь, посвященную Зачатию св. Анны.
После смерти Иакова в ноябре 1392 года он был похоронен в церкви Зачатия св. Анны. Его святость почиталась местными жителями. В конце 1540-х годов он был причислен к лику святых на знаменитых православных церковных соборах, организованных московским митрополитом Макарием для канонизации русских святых.
Расцвет обители и расширение ее пределов
В первые столетия монастырь был известен как Зачатиевский Яковлевский. Его самый древний каменный храм – в честь св. Троицы, был построен в 1686 году и она месте старой деревянной церкви Зачатия св. Анны, над гробом святого Иакова.
В XVIII веке в монастырь переживает грандиозный расцвет, начало которому было положено канонизацией митрополита Дмитрия (Туптало). Украинский игумен, возведенный в сан митрополита, по указу императора Петра I в 1702 году возглавил Ростовскую епархию. Действительно, Димитрий считается одним из самых выдающихся церковных деятелей во времена правления Петра I. Его погребение в Троицком соборе Яковлевского монастыря в 1709 году положило начало возвышению монастыря.
В 1752 году останки Дмитрия были обнаружены при ремонте пола Троицкого собора. Два года спустя собор был переименован в Зачатиевский, в честь первоначального посвящения первого монастырского храма.
С канонизацией Дмитрия Ростовского в 1757 году императрица Елизавета (дочь Петра Великого) сделала щедрые пожертвования монастырю, как и ее преемник Петр III во время его краткого правления (1762).
Значительное повышение престижа монастыря произошло во время правления императрицы Екатерины II (Великой), которая выбрала эту обитель местом для своего первого императорского паломничества. Ее визит в конце мая 1763 года оказался событием огромной символической важности для укрепления власти новой императрицы.
В следующем году монастырь был повышен в статусе, он стал ставропигиальным, то есть поступил под прямое подчинение Священному Синоду, главному руководящему органу Русской Православной Церкви с 1721 по 1917 год. Это обеспечило ему существенную финансовую поддержку во время закрытия многих монастырей при Екатерининской монастырской реформе.
В 1764 году к Яковлевскому монастырю был приписан соседний Спасо-Преображенский монастырь. В честь этого слияния монастырь в 1765 году был переименован в Спасо-Яковлевский-Зачатиевский. Позднее, в 1836 году, в название монастыря было введено имя святителя Димитрия, с тех пор и поныне он именуется Спасо-Яковлевский Димитриев.
Развитие и изменения
Почитание святителя Димитрия выразилось в сооружении в монастыре в 1795-1801 годах великого неоклассического храма в его честь.
Димитриевскую церковь из-за внушительных размеров часто называют «собором». Она построена на средства графа Николая Петровича Шереметева. Этот замечательный памятник, сфотографированный Прокудиным-Горским как внутри, так и снаружи, станет предметом отдельной статьи.
В течение второй половины XVIII столетия, бревенчатая ограда монастыря была заменена кирпичными стенами (1776-1782). В конце 1770-х годов по центру восточной стены была построена трехъярусная колокольня, которую мы с Прокудиным-Горским использовали в качестве платформы для фотографирования величественного ансамбля Ростовского кремля в центре города.
В начале XIX века угловые башни высоких стен украшали декоративные короны, добавленные в 1808-1809 гг. Вскоре после этого северные и южные ворота приобрели сложные неоготические надстройки (1812-1813). Любовь Прокудина-Горского к этим деталям, запечатленным на нескольких снимках, очевидна. Мои последние фотографии подробно раскрывают их живописные качества, особенно явные в предзакатном освещении теплого летнего дня.
Дальнейшие дополнения к монастырскому ансамблю были сделаны с середины XIX века до начала XX века. В этот период монастырь посещал каждый император, кроме Александра III, а также множество других членов царской семьи.
Процветание монастыря подошло к концу с установлением Советской власти. После его полного закрытия в качестве религиозного учреждения в 1923 году Ростовским музеем были сохранены некоторые монастырские сокровища, но сам монастырь был безжалостно разграблен, а затем обезображен путем обращения его уникальных зданий для других целей. Степень упадка монастырского ансамбля очевидна из моих фотографий начала 1990-х годов, сделанных вскоре, после возвращения монастыря Русской Православной Церкви в апреле 1991 года.
Длительные реставрационные работы вернули Спасо-Яковлевскому монастырю достойный и красивый облик.
Сегодня он считается одним из самых выдающихся монастырей в Центральной России. Теперь, благодаря возрождению Спасо-Яковлевского монастыря, в Ростове есть значительный духовный центр.
Монастырь можно назвать и центром научной жизни, поскольку уже много лет он объединяет вокруг себя многочисленных исследователей жизни и творческого наследия святителя Димитрия Ростовского – небесного покровителя Спасо-Яковлевского монастыря, одного из самых значительных русских святых, имя которого окружено любовью и почитанием.
В начале ХХ века русский фотограф Сергей Прокудин-Горский изобрел сложный процесс для цветной фотографии. Между 1903 и 1916 годами он путешествовал по Российской империи и сделал более 2000 фотографий по своей новой технологии, при которой для каждого снимка объединялись три экспонирования на стеклянной пластине. В августе 1918 года он покинул Россию с большой частью своей коллекции стеклянных негативов и в конечном итоге обосновался во Франции. После его смерти в Париже в 1944 году, его наследники продали эту уникальную коллекцию в Библиотеку Конгресса. В начале XXI века библиотека оцифровала коллекцию Прокудина-Горского и сделала ее доступной для широкой публики. В 1986 году историк архитектуры и фотограф Уильям Брумфилд организовал первую выставку фотографий Прокудина-Горского в Библиотеке Конгресса. За период работы в России, начиная с 1970 года, Брумфилд посетил большинство мест которые посетил Прокудин-Горский и сфотографировал места и объекты, запечатленные на исторических снимках русского фотографа. Эта серия статей будет сопоставлять взгляды Прокудина-Горского на архитектурные памятники с фотографиями, сделанными Брумфилдом десятилетия спустя.