Особенности Богослужения во время Великого поста
ажнейшим из постов Православной Церкви считается Великий пост, или Святая Четыредесятница, установленный со времен апостольских в воспоминание 40- дневного поста Христа Спасителя.
Особенности великопостного Богослужения состоят в том, что многие песнопения и молитвы поются или произносятся с земными поклонами. На каждом Богослужении произносится священником молитва святого Ефрема Сирина: «Господи! Жизнь моя в Твоей власти. Не дай мне духа праздности, беспечности, властолюбия и пустословия (следует земной поклон); но одушеви меня духом целомудрия, смирения, терпения и любви (опять земной поклон). О, Господи, Царь мой! Дай мне видеть собственные грехи, а другого не осуждать, потому что Ты благословен в вечные века. Аминь» (третий поклон). После сего следует 12 малых (поясных) поклонов с молитвою мытаря: «Боже, будь милостив ко мне грешному!» Вторично произносится молитва святого Ефрема Сирина, и в конце ее - земной поклон.
На каждом часе произносятся священником и поются певчими особые тропари часов, при троекратном пении которых делаются три земных поклона. Вечером совершается особое чинопоследование, называемое великим повечерием.
Вечером в понедельник, вторник, среду и четверг Первой седмицы читается покаянный канон св. Андрея Критского (он делится на четыре части). В среду вечером 5-й седмицы Великого поста канон св. Андрея Критского читается весь полностью. Это богослужение получило в народе название «Мариино стояние» по причине чтения за этой службой жития преподобной Марии Египетской, которое разделяется пением Великого канона.
В среду и пятницу во дни Великого поста, в день памяти 40 мучеников Севастийских, а также в четверг 5-й седмицы Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы совершается так называемая литургия Преждеосвященных Даров.
Православная Церковь во дни Великого поста, за исключением субботних и воскресных дней, ради глубокого сокрушения о грехах и покаяния, не разрешает совершения Божественной литургии, как торжественнейшего богослужения. Но чтобы не лишить возможности причащения христиан, святой Церковью установлен особый чин литургии, названный литургией Преждеосвященных Даров, потому что она совершается на прежде освященных Дарах. Здесь нет собственно литургии, или совершения Евхаристии, таинства Причащения. Здесь только преподаются верующим Св. Дары, освященные на полной литургии.