Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского
 

Обретение мощей и канонизация владыки

Рубрика: СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ -> Святитель Димитрий
Просмотров: 1585
Подписаться на комментарии по RSS
«Всемогущий и непостижимый Бог чудными искони делами явил святую свою великолепную славу, и во дни наши, в благословенное государствование ... Государыни Императрицы Елисаветы Петровны ..., новыми чудотворениями в России просиявшаго, здесь почиваюшаго святаго мужа, Преосвященнаго Митрополита Димитрия Ростовскаго и Ярославскаго, отдавшаго Божия Богови верою, кротостию, воздержанием, учением, трудолюбием»
М.В. Ломоносов

В 1752 г. в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей св. Димитрия Ростовского. Это величайшее событие коренным образом изменило судьбу обители и явилось основанием ее последующего расцвета.

К началу осени 1752 г. в соборе Яковлевского монастыря, над могилой святителя осел чугунный пол. 21 сентября митрополит Арсений Мацеевич дал разрешение произвести ремонтные работы. К ним приступили в тот же день. После снятия чугунных плит, удаления земли и щебня открылся поврежденный бревенчатый сруб склепа и деревянный гроб митрополита Димитрия, в котором и были обретены мощи святителя. Митрополит Арсений, получив донесение об этом, в тот же час прибыл в монастырь и освидетельствовал мощи, облачение и гроб. О происшедшем архиерей незамедлительно донес в Синод.

Молва о новообретенных в Ростове мощах распространялась по России. При гробе Димитрия начали совершаться чудотворения. Так, о первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали.

В рукописном сборнике с перечнем чудес, происшедших у гроба ростовского святителя в 1750-х годах, перечислено около трехсот чудесных исцелений. Вот одно из них, произошедшее с архиерейским служителем Алексеем Курохтанским, 24 октября 1754 г. «Угличскаго духовнаго правления подканцелярист Алексей Курохтанский, быв в Ростове, заболел глазной болезнию, от которой в голове ломота и жар был превеликой, и очми не видел; и в то время имел усердное обещание к Преосвященному Димитрию митрополиту при гробе его в Яковлевском монастыре панихиду отправить, почему в тот Яковлевской монастырь к двумя литоргиям с теми болезни своими отвезен был и панихиды по оном Преосвященном митрополите при гробе его дважды отправлял, и молитвами его от ломотной в голове болезни от жару освободился, и очам стало быть прозрение».

И таких свидетельств, подлинность которых тщательно проверена и документально подтверждена, было множество. С каждым годом слава новоявленного чудотворца росла, вера в него крепла.

Между тем, официальная канонизация митрополита Димитрия произошла только через несколько лет. Императрица Елизавета в указе Синоду от 18 ноября 1756 г. потребовала представить сведения об исцелениях, происходящих при гробе Димитрия. С этим поручением к ростовскому митрополиту Арсению был отправлен синодальный прапорщик Ф.В. Баранов. Затем, по распоряжению Синода для вторичного освидетельствования мощей в Яковлевский монастырь прибыли суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит московского Чудова монастыря Гавриил. Наконец, 1 апреля 1757 г., в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения – 21 сентября, также как и день кончины владыки – 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому. Значение этого события трудно переоценить. Митрополит Димитрий явился первым святым, канонизованным в синодальный период. Более того, прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия. Как точно подметил Борис фон Эдинг: «Почитание святителя стало очень распространенным среди Петербургской и Московской знати, желавшей, быть может, видеть в примере Димитрия, возможность святости и в новой культуре России».

Императрица Елизавета Петровна пожертвовала святителю Димитрию серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, а также дорогое облачение из золотой парчи. Но государыня умерла, не успев передать дары в Ростов. В торжествах переложения мощей св. Димитрия в новую серебряную раку, происходивших в Ростове в мае 1763 года, присутствовала императрица Екатерина II. В церемонии участвовали виднейшие церковные иерархи – новгородский митрополит Димитрий, петербургский митрополит Гавриил, крутицкий епископ Амвросий, настоятель Троице-Сергиевой лавры архимандрит Арсений. Главным местом проведения торжеств стал Яковлевский монастырь. 25 мая в обитель из Успенского собора прошел крестный ход, отмеченный большим стечением народа. В монастыре, перед литургией, мощи св. Димитрия были обнесены вокруг собора и положены в серебряную раку, установленную над местом погребения святителя и обретения его мощей.

Императрица Екатерина пожертвовала в Яковлевский монастырь покров на раку св. Димитрия и покров на гробницу св. Иакова, дорогие одежды на престолы и жертвенники соборной церкви и ее предела, священнические облачения из золотой и серебряной парчи; пожаловала тысячу рублей настоятелю и братии и две тысячи − на благоукрашение обители.

Итак, в середине XVIII века святыни Яковлевской обители умножились. Теперь, помимо, скрытых под спудом, мощей основателя монастыря − епископа Иакова, монастырь освящали мощи его сопрестольника − митрополита Димитрия. Именно эта святыня и явилась залогом грядущего процветания Яковлевского монастыря. Обитель, хранящая мощи прославленного чудотворца, стала центром паломничества для многих страждущих, стремившихся прикоснуться к новому источнику Божественной благодати.