Обретение мощей и канонизация Св. Димитрия
Просмотров: 1699
Подписаться на комментарии по RSS
1752 г., 10 октября. Доношение ростовского митрополита Арсения Мацеевича Св. Синоду об обретении, гроба с телом митрополита Димитрия Ростовского.
«Святейшему Правительствующему Синоду
Доношение.
Минувшаго Сентября 18 дня 1752 году предложенным мне, нижайшему, от домовой моей Ростовской економической канцелярии докладом представлено, что Ростовского приписного к дому моему Яковлевскаго монастыря в настоящей каменной церкви Зачатия Пресвятыя Богородицы на правой стороне при стенах южной и западной, где стоит гробница, под коею погребен антцессор мой покойный преосвященный Димитрий митрополит, в углу имеющейся, чугунными плитами насланной, пол весма вниз опустился и многие плиты трясутся, от чего немалая опасность есть, дабы во время отправления в той церкви священнослужения при народном собрании тот пол не провалился, и от того не могло учиниться какого повреждения. По которому докладу велел я дому моего економу игумену Геннадию показанную гробницу с того места, на коем она поставлена, сдвинуть и поставить на другом месте, а опустившийся пол разобрать, и под ним осмотреть, от чего опустился и как его надлежит по-прежнему исправить, (и) о том предложить мне. И того же Сентября 19 числа оной економ игумен Геннадий доношением представил, что он показанную гробницу, коя имелась деревянная, с того места содвинул, и поставил в той же церкви в другом месте, а опустившийся пол разобрал, и когда плиты чугунные подняты, тогда под ними усмотрено, что своду никакого каменнаго не имелось, а имелось толко насыпано под теми чугунными плитами песку, земли, щору (сору) весма много, да и оное насыпанное имелось также как тот пол, весьма опустившееся, и для того оное насыпанное стали выбирать, и усмотрили под оным насыпанным деревянной обруб весма сгнившей, в котором, как ему, економу, объявили того монастыря монашествующие, поставлен был гроб с телом преосвященнаго Димитрия, и тот обруб, как видно, был зделан из сырых толстых бревен, и сверху того обруба вместо крышки положены были такие же толстые доловые бревна, кои от великой тягости на них показаннаго насыпаннаго по полам, знатно, давно уже переломились и теми переломленными концами вниз опустились и от того внутрь того обруба из показанного насыпаннаго земли и песку весма много насыпалось, от чего как оное насыпанное зделалось ямою, так и означенной пол опустился, и не выняв того обруба, яко весма согнившаго, показанного полу исправить по прежнему никак не возможно. И по тому доношению велел я показанной согнившей обруб разобрать, и из него землю всю выбрать вон и тогда, каким образом исправить оной пол надлежит, предложить моему смирению.
А того же сентября 21 дня означенной дому моего эконом игумен Геннадий доношением представил, что по выбрании им из того обруба земли и по разобрании того согнившего обруба, усмотрил он преосвященнаго Димитрия гроб, у коего де верхняя крышка от переломившихся положенных на обруб доловых бревен вся розломлена и згнила, а сквозь скважни той крышки видно покров, шапка и одеяние, на его преосвященство надетое, нетленное, под тем же гробом каменнаго фундамента никакого не имеется, к тому же показанной обруб весма близко стены церковной был поставлен, а место имеется не весма высокое и земля не крепкая, но самая слабая, и ныне де надлежит оной гроб от стены отодвинуть и к стене снизу зделать каменной прибуток, ибо еже тот гроб от стены не отодвинуть и каменного прибутку не зделать, то может стена на болшее повреждение приити, понеже де и так явились уже на стенах разселины, потому что фундамент от согнития показанного обруба и сырости несколко не надежен, ради же показанного гробу надлежит зделать каменную гробницу, и тогда можно будет пол исправить по-прежнему, а без того де инако исправить никак не можно. А понеже его преосвященство покойный преосвященный Димитрий митрополит, преставившийся в 709-м году в октябре месяце, имелся, как весма небезъизвестно, жития богодухновеннаго, о чем же и в напечатанной о брадобритии книжке, в предуведомлении к читателю, показано тако: «Димитрий, преосвященный митрополит Ростовский и Ярославский, муж благочестия и разума исполнен, о нем же свидетельствуют труды его в четьях минеях и в различных поучениях сотворенныя», ныне же при разобрании пола гроб его преосвященства оказался, как объявленный економ доношением своим объявил, что сквозь раздавленную гробовую крышку на его преосвященстве видно покров, шапка и одеяние нетленное, так при том случае следует его преосвященство посмотрить.
Того ради показанного ж 2 числа я с оным економом, да духовником моим и с некоторыми дому нашего иеромонахами в тот Яковлевский монастырь ездили и тот гроб преосвященнаго Димитрия осматривали и имеющуюся на том гробе раздавленную и согнившую гробовую крышку с того гроба собрали и в том гробе смотрили, а по осмотру нашему явилось: в том гробе от переломления верхней крышки земли весма много, у того же гроба возглавия не имеется, кое отвалилось, знатно, от обдавления бревен с обруба, а другие места того гроба целы, и внутри того гроба обито отласом рудожелтым, которой имеется тверд; на лице его преосвященства имеется покров камки желтой, на главе шапка зделана из тафты рудожелтой же, на которой вместо дробниц написаны святыя иконы золотом и красками, одеяние на нем: омофор и сакос и поручи и другое все – нетленное, крест святый медный позолоченный, которой надет был на выю на тониньком шелковом тканце, невредим же и с тканцом; на евангелии святом, которое имеется на перстах у его преосвященства, распятие Господне и три евангелиста имеются невредимы ж, а внутри того евангелия бумага вся сотлела; в руках у его преосвященства чотки имеются шелковыя невредимы ж; на главе его преосвященства власы имеются в целости; лице же его весма почернело, а у носа хряща не имеется и глаза впали, исподняя же челюсть не отвалилась, и на браде власы имеются все в целости; бошмаки черные видны и тверды.
И дабы из того гроба земля вся выбрана, и его преосвященство обстоятелно был осмотрен, того ради велел я Спасоярославскаго монастыря архимандриту Варфоломею с экономом моим и с другими дому нашего иеромонахи и иеродиаконы тот гроб совсем с исподи вынять наверх и поставить в церкви, и из него всю землю со всяким бережением выбрать и его преосвященство обстоятельно осмотрить, и ту опись предъявить моему смирению; и потом поставить оной гроб совсем в другой новой гроб, а между тем велеть эконому, дабы возможно наискорее сысподи к церковной стене прибуток зделать и все то место, где был гроб его преосвященства и где пол опустился, закласть кирпичем, дабы впредь не могло быть стенам и полу повреждения, и тогда пол исправить по-прежнему, а для гробу его преосвященства зделать на верху на том же месте, где прежде поставлен был, каменную гробницу, и когда зделается, то представить мне немедленно.
А того ж Сентября 30-го дня поданным моему смирению означенной Спасоярославской архимандрит Варфоломей, да дому нашего економ игумен Геннадий, иеромонахи: Серапион, Иоаким, иеродиаконы: ризничей Игнатий, Петроний, Вонифатий доношением представили: что они того ж Сентября 27 дня в Яковлевский монастырь ездили и гроб преосвященнаго Димитрия ради опасности таковой, что когда они начнут вынимать его, то б в нем лежащие мощи не выпали, подкопали и усмотрили, что у оного гроба дно все цело, а под тем местом, где оной гроб стоял, сысподи имелась грязь, и оной гроб выняли из ямы наверх и поставили на правой стране за клыросом и из него землю всю со всяким бережением выбрали и его преосвященство обстоятелно осматривали, и в таком качестве по осмотру их оказался, о том представили при том доношении за руками своими обстоятелную опись, и того ж Сентября в 29 день вышеписанной гроб с мощми со имеющимся на них одеянием вложили в новозделанной гроб и поставили на том же за правым крылосом месте на одре. А в описи их написано тако: на главе его преосвященства шапка рудожелтой тафты, на ней написаны святыя образы: первой Спасителев, вторый по правую страну Богоматере, третий по левую страну – Предтечев, подле Богоматере – архангела Михаила, возле Предтеча – Гавриила, на верху – Богоматери же Знамения, опушка горностайная вся згнила, кроме кожи, которая ко лбу прилепла; покров, на лице положенной, камки желтой, подложен тафтою, твердый, очи внутрь вглубились, на носе и на обоих щеках кожа знатна, у носа хряща, да под тем верхней губы нет, зубы верхние и исподние с челюстию целы, на главе власы русыи, також и на браде русыи целы же, возложенной на выю крест медный позлащенный на тканцу шелковом красном весь цел и светел и тверд, омофор и сакос, подризник, епитрахиль, зделанные из желтой материи гвоздичного цвету, полица желтая комчатная, обложены зеленым круживом, у омофора и сакоса и у епитрахили пуговицы шелковые зеленые все целы и тверды; на персях лежащее евангелие полудестевое обложено бархатом красным, бархат потлел; на оном евангелии дробницы серебряные, на первой в средине вырезано распятие с предстоящими, а на трех, кои по краям, три евангелиста целы и чисты, а четвертаго евангелиста не имеется, и в том евангелии бумажные листы истлели; да под главою онаго покойнаго преосвященнаго Димитрия митрополита положенныя трудов его писания, писанныя на бумаге, истлели ж. Руки сложенные на персях – правая цела, а левая в локте в составе отделилась; в руках чотки шелковые имеются тверды, токмо цвет переменился от насыпавшейся в гроб земли, тако ж и поручи на руках вышеписанной же гвоздичной материи, целы же, точие у правой руки у четырех перстов – у указателного, да у великосредняго и подле его сущаго и у мизинца по два состава переломившеюся доскою от бывой на ней земли и протчаго тяжести оттерло, из коих один и с ногтем имеется в серебряном ковчежце и за стеклом, при (три – ?) протчих тут же на персех имеются; у ног голени и в коленах составы целы, крепки, как и у протчих мощей бывает; на ступенях бывые башмаки кожаные целы, в коих имеются ножных ступеней кости, под бошмаками орлец кожаной цел же; колода дубовая внутрь обита отласом рудожелтым, которой во всей той колоде и у подгнившаго возглавия весь цел же и тверд и цветен; гвозди железные, которыми отлас был прибит, в прах изоржавели; оная гробница от исподу имелась в грязи, а не повредилась.
А сего Октября 8-го дня поданным моему смирению дому моего економ игумен Геннадий доношением представил, что в означенном Яковлевском монастыре к церковной стене с исподи прибуток зделан, и все то место, где был гроб преосвященнаго Димитрия митрополита, тако же и где пол опустился, закладены и пол церковной исправлен по прежнему, а для гробу его преосвященства наверху на том месте каменная гробница зделана. Того ради онаго 9-го числа Октября я, нижайший, взял с собою Спасоярославскаго монастыря архимандрита Варфоломея, да реченнаго эконома игумена Геннадия, и духовника моего иеромонаха Кондрата, и других дому моего иеромонахов и иеродиаконов, в Яковлевской монастырь ездил, и по поданной мне от реченнаго Спасоярославскаго архимандрита Варфоломея с протчими учиненной ими его преосвященству обстоятелной описи сам его преосвященство вторично свидетелствовал, и по свидетелству моему оказалось по оной описи все сходственно; и потом прежде литургии, отправя по его преосвященстве понихиду, гроб его преосвященства, совсем положенной в новой дубовой гроб же, поставил в новозделанную каменную гробницу, и тот гроб покрыл крышкою, также и ту гробницу покрыл другою крышкою ж, и у гробницу запер замком и запечатал моею печатью, а ключи от той гробницы отдал на сохранение економу моему; и о том о всем во известие Святейшему Правительствующему Синоду сим доношением благопочтенно предлагаю.
Святейшаго Правительствующаго Синода послушник смиренный Арсений, митрополит Ростовский и Ярославский, своеручно.
Октября 10 дня 1752 года».
Публикация: Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской церкви. М., 1903. С. 475–480.
- Обретение мощей и канонизация Св. Димитрия