Сайт, созданный в 2009 году, ныне действует по благословению Высокопреосвященнейшего Вадима, митрополита Ярославского и Ростовского
 

Образ книжника и милостивого пастыря: иконография святого Димитрия Ростовского

Парсуна преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского. Начало XVIII века.Из всех многочисленных образов Ростовского святителя до наших дней сохранилось лишь одно его прижизненное изображение. Это парсуна начала XVIII века, происходящая из Ростовского архиерейского дома. Но что странно - она не стала образцом для создания икон святителя Димитрия.

Иконописные образы святителя многообразны и многочисленны. Но, как считается, образцом для выработки распространенной иконографии св. Димитрия стали его прижизненные портреты украинского происхождения. Так, в Национальном художественном музее Украины в Киеве находится сразу две иконы, созданные на основе такого портрета.

Икона-портрет св. Димитрия Ростовского. Вторая половина XVIII в. Из собрания Национального художественного музея Украины. Авторство приписывается иеромонаху Киево-Печерской лавры Алипию Галику.

Автором одной из выше названных икон считается иеромонах Алипий Галик, бывший начальником иконописной мастерской в Киево-Печерской лавре в 1730 - 1750-х годах.

А вот как в иконописном подлиннике начала XX века был описан иконографический тип святителя Димитрия Ростовского: «Лицо худое и продолговатое, глаза карие, нос с горбинкой, больше средней величины; борода узкая, клинообразная, небольшие волосы густые, по плечам, темные, с проседью. Выражение лица - кроткое, внимательное, доброе, милостивое. В руках книга, как у составителя Четьих-Миней, или хартия с его изречением».

Портрет-икона св. Димитрия Ростовского. Вторая половина XVIII в. Из собрания Национального художественного музея Украины.

Насколько рекомендации, прописанные в иконописном подлиннике, соответствовали действительности, насколько им следовали иконописцы, писавшие образы святого, можно увидеть по тому многообразию икон Димитрия Ростовского, которое существует к настоящему времени.

Но есть бесспорная особенность в иконографии святителя Димитрия. Это не только милостивый владыка, подвижник, молитвенник. Для многих иконописцев он в первую очередь святой книжник.

Образов, где св. Димитрий изображен с написанными им книгами, много, и все они повторяют один изначальный образец. Считается, что таким образцом послужил прижизненный портрет святителя, Св. Димитрий Ростовский пишет Четьи-Минеи. Вторая половина XVIII в. Из собрания ГРМЗРК.происходящий из Киевского Кирилловского монастыря. Уже после того, как он стал митрополитом в Ростове, данное изображение владыки «откорректировали» и стали писать его в архиерейском облачении на фоне всех его творений, прописывая на некоторых иконах на корешках даже названия книг. На святительской панагии чаще всего писались образы ростовских святителей, подчеркивая тем самым, что на иконе-портрете (именно такими и были образы святителя, написанные во второй половине XVIII в. после его канонизации) изображен ростовский архиерей.

Гравюра св. Димитрия Ростовского, сделанная по рисунку П. Ротари. Автор И. Розанов. Около 1786 г.

Мы продолжаем наполнение сайта «Святитель Димитрий Ростовский: жизнь, труды, эпоха» новыми публикациями. Мы не только публикуем старые и новые популярные статьи и научные исследования, но и проделываем отдельную работу по подбору соответствующих иллюстраций, которые бы могли помочь читателям вникнуть в текст.

Предлагаем вашему вниманию одну из новых статей, которая была размещена на Димитриевском сайте несколько дней назад. Это статья доктора культурологии, профессора Татьяны Владимировны Юрьевой «Запечатленный образ: К 1150-летию славянской письменности».

Икона-портрет св. Димитрия Ростовского. Вторая половина XVIII в. Из собрания ГТГ.

Публикация повествует об образах св. Димитрия, в которых подчеркивается его любовь к книгам и демонстрируются его собственные литературные труды; в ней идет речь о том, как эта традиция развивалась во времени и как она существует в наши дни.

Отметим, что в оригинале это был только текст. Мы же подобрали иконы, о которых в нем идет речь, и текст «заговорил» с читателем…

Мария Рубцова