Небесные сродники наши
своем годичном круге Русская Православная Церковь празднует памяти Соборов святых той или иной местности нашего Отечества, привлекая таким образом внимание верующих к подвижникам их края и истории святости в нем.
5 июня будет торжество и на нашей Ростовской земле. В этот день празднуется Собор (от слова «собрание») Ростово-Ярославских святых. В название праздника включены лишь Ростов и Ярославль как кафедральные города правящего архиерея, причем Ростов как более древняя и значимая кафедра стоит на первом месте.
Вспоминаются же в этот день святые, подвизавшиеся в пределах всей Ярославской епархии. Праздник этот установлен 10 марта 1964 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) и решением Священного Синода РПЦ.
Особую роль в установлении соборной памяти святых одной из древнейших русских кафедр сыграл владыка Никодим (Ротов), тогда митрополит Ярославский и Ростовский. Желая напомнить своей пастве о том, какие удивительные угодники Божии подвизались и жили здесь, он выступил с инициативой установления празника в их честь. В 1974 году, будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским, он также инициировал установление празднования Собора Карельских святых, поскольку Петрозаводское благочиние входило в его епархию. В дальнейшем примеру митрополита Никодима последовали другие архиереи РПЦ, ходатайствуя об установлении памяти Соборов святых своих епархий.
Собор Ростово-Ярославских святых празднуется в один день с памятью святителя Леонтия Ростовского – самого почитаемого небесного покровителя древнего Ростова и одного из самых почитаемых русских святых.
В пределах нашего края подвизалось великое множество угодников Божиих. В настоящее время в Собор Ростово-Ярославских святых входит более 150 человек. Это 26 святителей (святых митрополитов, архиепископов и епископов), 36 преподобных (подвижников-монахов), 10 преподобномучеников (священники, мученически окончившие жизнь), 58 новомучеников и исповедников (тех, кто пострадал или мученически окончил жизнь при советской власти), 15 благоверных князей и княгинь (князья и княгини, прославившиеся ревностью в распространении православной веры и святостью жизни), 9 юродивых Христа ради и 3 праведных (миряне, почитаемые за святость жизни).
Среди князей Ростова к лику святых причислены: сын Владимира Крестителя Борис и его брат Ярослав Мудрый, внук и правнук последнего - Владимир Мономах и Мстислав Великий. После Мстислава княжество оставалось в руках представителей младшей ветви мономаховичей. Среди них канонизированы Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, его внуки князь-мученик Василько Ростовский и Александр Невский. Известный победитель рыцарей Тевтонского ордена родился в Переславле-Залесском, поэтому его память также празднуется в составе Собора Ростовских и Ярославских святых.
Среди первых подвижников Ростова стоит имя преподобного Авраамия – родоначальника монашеской жизни и основателя первой обители не только нашего города, но и всей Северо-Восточной Руси. Святитель Исайя - епископ, сменивший преподобного Авраамия на Ростовской кафедре, также внес огромный вклад в утверждение Православия на Ростовской земле.
Среди святителей также хотелось бы упомянуть епископа Луку, поставленного в Ростов в 1184 году из игуменов Киевского Спасского, что на Берестове, монастыря. О нем сохранилось такое летописное свидетельство: «Был он молчалив, милостив к убогим и вдовицам, ласков ко всякому, богатому и убогому, смирен и кроток, утешал печальных словом и делом».
О епископе Пахомии (управлял в 1214-1216 гг.), постриженике Киево-Печерского монастыря и сподвижнике князя Константина Мудрого, читаем: «Сей блаженный епископ был избранник Божий и истинный пастырь, не собирал он богатства от чужих домов и не хвалился им, но еще обличал грабителей и лихоимцев; усердно пекся о сиротах, был весьма милостив к сирым и вдовицам, смирен, кроток, исполнен книжного учения, всеми способами утешал печальных».
В лютое время монгольского ига Ростовская епархия не осталась без водительства святых. В этот период ей управляли настоящие подвижники. Так, о святителе Кирилле II (управлял в 1230-1262 гг.), читаем в летописи: «Все приходящие дивились ему, князья, вельможи и все жители Ростова, не только простецы, но и священники, и игумены, и весь чернеческий чин; все спешили из окрестных мест в город, в соборную церковь Богородицы как для того, чтобы послушать учения его от святых книг, так и желая посмотреть на великолепие церкви, которую он дивно украсил… Уже в первое лето епископства своего он показал многие добродетели как истинный святитель, а не наемник… князьям, и боярам, и всем вельможам был на успех, обидимым помогал, печальных утешал, нищих миловал».
Святитель Игнатий Ростовский (управлял в 1262-1288 гг.) стал одним из русских святых, тело которого не было предано земле. Причиной этого стали многочисленные чудеса, совершавшиеся при его гробе, так что нетленные мощи его после отпевания были поставлены в Ростовском кафедральном соборе для поклонения и простояли там до начала 20-х годов XX века.
Еще одним подвижником того далекого и нелегкого времени был ростовский святитель Иаков, управлявший епархией в конце 80-х – начале 90-х годов XIV века. С ранних лет стремился он к монашеству, почему и отличался особой аскетичностью и молитвенностью. Зная о его ревностной жизни, ростовские князья избрали его своим архипастырем. Проявивший, как показалось ростовцам, неуместную милость, святитель Иаков недолго управлял епархией и был сведен с кафедры. Памятью о нем осталась обитель на берегу озера Неро, которую основал святитель после изгнания из города. Теперь она первая встречает всякого, кто въезжает в Ростов со стороны Москвы.
Особое место в сонме ростовских святых занимает преподобный Петр, царевич Ордынский, правнук Чингизхана. Под впечатлением проповеди епископа ростовского Кирилла, бывшего в Орде в 1253 году, царевич тайно покидает своих родственников и в свите владыки приезжает в Ростов. Здесь он пожелал принять крещение, проведя дальнейшую жизнь в благочестии и угождении Богу. Он явился основателем в Ростове монастыря в честь святых апостолов Петра и Павла, в котором под спудом почивают мощи блаженного царевича.
Ростовские святые сыграли выдающуюся роль в свержении татаро-монгольского ига. Уроженец Ростова Великого, Игумен всея Руси, преподобный Сергий Радонежский, воспитанный под духовным руководством монахов ростовского монастыря Григорьевский затвор, благословляет князя Димитрия Донского на битву с татарами. Одержанная в 1380 году победа на Куликовом поле вселила в русских людей уверенность в собственных силах и дала надежду в грядущем окончании господства иноплеменников на Русской Земле.
Концом татаро-монгольского ига на Руси считается знаменитое «стояние на Угре». Оно продолжалось с лета по ноябрь 1480 года. Ростовский святитель Вассиан (управлял в 1467-1481 гг.), духовник великого князя московского Ивана III, приложил максимум усилий, чтобы убедить его сразиться с войсками хана Ахмата и окончательно свергнуть зависимость Руси от татар. Тогда многие из приближенных к князю бояр советовали ему не сражаться с превосходящим по численности и силе противником, а решить дело миром и, как прежде, продолжать платить дань Орде. Узнав это, владыка Вассиан пишет несколько эмоциональных и решительных посланий на Угру, в которых призывает князя не быть «бегуном» и добавляет: «Вся кровь христианская падет на тебя за то, что бежишь прочь, не сразившись с татарами. И чего боишься смерти? Не бессмертный ты человек, а смертный. Дай войско в мои руки – увидишь, уклоню ли я, старик, лицо свое перед татарами». В результате не выдержал сам Ахмат и оставил в ноябре русские пределы. С тех пор Русь перестала платить дань Орде и подчиняться ее приказам.
Спустя четыре года после этого великого события, 14 мая 1484 года, в Ростове тихо отошел ко Господу блаженный Исидор Твердислов, возложивший на себя подвиг юродства Христа ради – самый тяжелый вид подвижничества. У юродивых все особенное – мера аскезы и воздержания, молитвенные подвиги, поведение. Перед людьми предстают они лишенными ума или впавшими в детство, настоящая же их жизнь сокровенна, поэтому и жития их, как правило, невелеки, поскольку посторонним известно о них крайне мало. О святом Исидоре Твердислове, названном так горожанами потому, что сбывались его предостережения, известно также немного. Пришел он в Ростов из другой страны, почему и назван в житии немцем. У себя на родине оставил состоятельных родителей и веру их. Приняв православие, возложил на себя подвиг юродства. С посохом странника обошел разные земли и города, выбрав для жительства Ростов. Среди ростовцев стали замечать, что его предупреждения сбываются, а иносказания имеют смысл пророчеств. В момент его кончины разлилось по всему городу благоухание.
Век спустя в Ростове подвизался другой Христа ради юродивый - Иоанн Власатый, прозванный так потому, что одеждой ему, как некогда Иоанну Крестителю, служила грубая власяница. В Ростове блаженный Иоанн не имел своего пристанища. Происхождение его и родина не известны. Сведений о жизни в Ростове не сохранилось. Скончался он 3 сентября 1582 года, и погребение его ознаменовалось бурей, молнией и громом. Несмотря на столь грозные явления при кончине святого, вскоре его стали называть Иоанном Милостивым, так как у могилы его происходили многочисленные исцеления, подавалась помощь в различных нуждах.
Начало следующего, XVII века ознаменовалось смутой и польско-литовско-шведской интервенцией в пределы нашего государства. Ростов стал одним из множества пострадавших в этот период городов. И вновь встать на защиту Отечества, отстоять свою государственность, веру и национальную самобытность призывают святые подвижники Русской Церкви. Среди них ростовский святой Иринарх Затворник. В то тяжелое время безвластия и предательства, когда Москва сожжена и захвачена врагами, в Ярославле, под предводительством Минина и Пожарского, собирается народное ополчение. Осенью 1612 года оно идет освобождать Москву. Преподобный Иринарх, как некогда св. Сергий Радонежский, благословил предводителей на подвиг освобождения русской столицы от иноземных захватчиков и вселил в ополченцев уверенность в победе. Польским же предводителям предсказал смерть в Русской Земле.
Завершая рассказ, нельзя не сказать о двух святителях, оставивших заметный след в истории Ростова. В 1702-1709 годах здесь жил и трудился святитель Димитрий – «Российский Златоуст», автор монументальных исторических и агиографических трудов, почитавшийся также за свое доброе сердце и сострадательное отношение к людям. С ранней юности свт. Димитрий посвятил свою жизнь Богу и ближним, прожив ее всю до конца в беззаветном служения Церкви и Отечеству. В 1757 году он был причислен к лику святых. Это была первая и долгое время единственная канонизация в непростой для Русской Церкви Синодальный период. Уповая на помощь святителя, к его мощам в Спасо-Яковлевский монастырь стекались тысячи паломников со всех городов России.
В 1742-1763 годах во главе епархии стоял митрополит Арсений (Мацеевич), прославленный Церковью в лике священномучеников. В 1763 году он выступил против вмешательства светской власти в церковные дела. В частности, резко критиковал планы Екатерины II по изъятию у Церкви земель и недвижимости, указывая на противоречия правительственных распоряжений. С одной стороны Церковь лишали ее благосостояния, с другой – власть требовала создания сети учебных заведений, оказание социальной и благотворительной помощи за церковный счет. Эта критика была расценена императрицей как неповиновение государственной власти. За это владыка был лишен сана и сослан сначала в Никольский монастырь под Архангельск, затем расстрижен (с него сняли монашество) и заключен в Ревельскую (Таллиннскую) крепость. Здесь с 1771 года он был безвыходно затворен в камере – дверь заложили, пищу давали через небольшое окошко. После кончины святителя на стене камеры нашли выцарапанную надпись: «Благо мне, яко смирил мя еси». Почитание ростовского митрополита невинным страдальцем началось еще при его жизни.