Монастырский лекторий: «и снова Северная Фиваида»
Просмотров: 708
Подписаться на комментарии по RSS
чередная встреча в клубе «ПоЧтение» в Ярославской областной научной библиотеке имени Н. А. Некрасова состоялась 17 апреля 2018 года. Приглашающая сторона выбрала тему о наших северных монастырях и пустыньках, которые с конца XIV столетия и до конца XVIII века — в течении четырех веков — существовали в лесах, по берегам рек, речушек, озер, коих здесь великое множество, на озерных островах — их здесь также немало. Все эти монастыри не только существовали сами по себе, но и оживляли огромную территорию. Ведь все знают, что монастырь в небольшом населенном пункте — это центр всей жизни села или города, ведь все самые главные события происходят в обители, все годовые праздники, традиции, воспоминания детства, дружба — все связано с тем монастырем, которым живет этот населенный пункт.
Русский духовный писатель А. Н. Муравьев в XIX веке посвятил Северной Фиваиде такие строки; «…кто знает этот наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий Восточному, который внезапно у нас самих развился, в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота родного Севера? На пространстве более 500 верст, от Лавры до Белоозера и далее, это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников, где уже мирские люди как бы вынуждены были, вслед за ними, селиться и составлять свои обительные грады там, где прежде особились одни лишь келлии. …Отрадно однако идти по тем следам, где спасались некогда великие Отцы наших пустынь; назидательно знакомиться с ними, хотя и после их блаженной кончины, когда даже запустели отчасти самые места их подвига, дабы облагоухать себя духовно ароматом священных воспоминаний, которые они по себе оставили в пустыне, и памятью благолепного их жития».
В 1764 году Екатерина II уничтожила подавляющую часть этих небольших монастырей и пустынь, издав «Манифест о секуляризации монастырских земель». Какие-то из этих обителей были превращены в приходские храмы — такие, хоть и в руинах, но дожили даже до наших дней, а какие-то монастыри просто исчезли, поскольку и вотчин лишили, и других средств к существованию не дали — не поместили в штаты, потому что были слишком незначительны эти северные обители.
Так что мы путешествовали от фотографии к фотографии по известным и неизвестным местам Северной Фиваиды, которая когда-то начиналась практически рядом с нами — на границе Ярославской и Вологодской областей. И получили массу удовольствия, так как мир, который до сих пор хранят эти места, касается даже тех, кто просто о них слушает. Замечаю это уже не в первый раз.