Митрополит Антоний Сурожский: проповедь в праздник Богоявления Господня
о имя Отца и Сына и Святого Духа.
С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем крещении; как дивно думать, что потому, что наши родители, или близкие нам люди, открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем; мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила, полюбила на жизнь и на смерть, и который дал ей свое имя. Как это имя, человеческое имя, мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям.
И именно так соединяемся мы со Христом. Спаситель Христос, Бог наш, ставший человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и в этом случае, по нашим поступкам и по нашей жизни судят о Христе. Какая же это ответственность!
Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего звания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни — ни лично, ни как общество?
И вот в этот день крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя, и призвать сказать всех, которым было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь — моя жизнь! — будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна — пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла.
Христос пришел на Иордан, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, которые стали как бы мертвыми водами — Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить в полную меру человеческого нашего достоинства, достойно Самого Бога, призвавшего нас быть родными Ему, детьми, родными и своими…
Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, которой прикоснется нашей жизни! Аминь.