Местночтимые святые
вятые Русской Православной Церкви различаются на общецерковные и местночтимые, и это разделения зависит от степени распространенности их церковного почитания.
Имена общецерковных святых известны всем, их почитают по всей России, в каждой церкви и каждой обители.
А местночтимые святые – это подвижники, которых почитают на определенной, порой очень небольшой местности, ограниченной отдельной епархией или городом, монастырем или храмом.
Известный церковный историк Е.Е. Голубинский разделял местночтимых святых на «местночтимых в теснейшем смысле слова, на местных в обширнейшем смысле слова». То есть, первым праздновали память только в самом месте их погребения, вторым – праздновали в епархии. Поэтому их еще именуют местнохрамовыми и местноепархиальными.
Согласно утверждению игумена Андроника (Трубачева): «Все святые, которым церковной властью установлены празднования, общецерковные или местные, независимо от того, известно или неизвестно время и обстоятельства установления их празднеств, признаются Церковью равнопочитаемыми: к ним ко всем мы можем обратиться с молитвой, всем служить службы, всех изображать на иконах. Церковь не делает догматических или канонических различий в почитании святых, оставляя это усердию верующих, но различает уставное празднование их памятей. Термины «местночтимый святой», «общечтимый святой» обозначают характер литургического празднования - «местнопразднуемый», «общепразднуемый» и отражают распространенность почитания святого».
В Соборе Ростово-Ярославских святых, празднование которого было утверждено в 1964 году, прославляются всецерковно и местно чтимые угодники Божии, подвизавшиеся в пределах Ярославской епархии.
Конечно, они не равнозначны по степени своей известности. Первенствуют среди них признанные столпы Русского Православия – святители Леонтий и Димитрий, снискавшие поистине всероссийское почитание.
Св. Леонтий – апостол Ростово-Суздальской земли, являлся одним из самых известных и почитаемых в домонгольской Руси. Он был первым епископом, канонизированным Русской Церковью в лике святителей.
Святитель Димитрий – единственный, удостоенный канонизации в XVIII столетии, стал первым святым Российской империи. В царствование императрицы Екатерины II это был самый известный, любимый и почитаемый святой во всей России.
Большую известность имели ростовские святители Исайя, Игнатий, Иаков, и Феодор; ярославские князья Василий и Константин, Феодор, Давид и Константин, Димитрий Царевич Угличский, преподобные Авраамий Ростовский, Никита Столпник, Петр Царевич Ордынский, Даниил Переславский, Паисий Угличской, Кассиан Учемский, ростовские блаженные Исидор и Иоанн.
Однако, основную, в количественном отношении, группу в Соборе Ростово-Ярославских святых составляют местночтимые святые. Их слава сияет не так сильно, их известность, как правило, не выходит за пределы Ярославского региона.
Их чтят и помнят в тех храмах, монастырях и городах, которые непосредственно связаны с их праведной жизнью и христианским подвижничеством.