Летопись Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря о Святителе Димитрии Ростовском
Просмотров: 493
Подписаться на комментарии по RSS
1792 году императрица Екатерина II распорядилась о заведении во всех монастырях Российской империи особых книг «для записок о случающихся достопамятностях исторических, служить могущих к продолжению Российской истории». Следствием этого явилось появление на свет особой разновидности исторических источников, которую можно обозначить как поздние монастырские летописи.
Их главное достоинство заключается в том, что они содержат обширный и разносторонний материал, связанный с историей конкретной местности. Прежде всего, это ценнейший источник для изучения истории существования той обители, в которой они составлялись.
По своей форме это нечто среднее между летописью, хроникой, календарем и дневником. Примечательно то, что их очень интересно читать. На фоне довольно однообразных делопроизводственных документов, составляющих основу любого монастырского архива, «книги исторических достопамятностей» выгодно отличаются непосредственностью изложения и живостью стиля.
Их хронологические рамки, как правило, ограничены XIX столетием, однако порой они содержат упоминания о более ранних событиях. Так, «книга исторических достопамятностей» Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря повествует о погребении в обители митрополита Димитрия и его последующем прославлении, о первых императорских вкладах и, особенно подробно – о прибытии императрицы Екатерины II на празднование переложения мощей святителя в новую серебряную гробницу.
Эти выдержки мы предоставляем вниманию читателей.
1709 год
«Ноября 25-го числа было торжественное погребение в здешнем монастыре Преосвященнаго Димитрия митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, скончавшагося в своем архиерейском доме октября 27-го числа, коего святыя мощи преданы земле в вышеозначенном Троицком храме, на месте самим им прежде назначенном и заповеданном. Погребение совершал Преосвященный Стефан Яворский, митрополит Рязанский, блюститель, викарий и экзарх патриаршего престола, по духовному учебному содружеству и предварительному завещанию: который прежде скончается, другому погребать».
1752 год
«Сентября 21-го числа обретены нетленными святыя мощи Святителя Димитрия Митрополита Ростовскаго Чудотворца, почившия в земле 42 года 10-ть месяцев и 23 дни, при митрополите Арсении III-м Мацеевиче и при игумене Серапионе».
1757 год
«Апреля 1-го, в первый день Святыя Пасхи последовала высочайшая конфирмация государыни императрицы Елизаветы Петровны на докладе Святейшего Синода, о оглашении обретенных нетленными Святителя Димитрия мощей за совершенно святыя, чрез 4 года 6-ть месяцев и 9-ть дней, сколько по нетлении Святых мощей, столько по известной всем святой и добродетельной жизни, равно и по многим назидательным душеполезным сочинениям и великим трудам его для Православной Церкви в печать изданным, а паче по многочисленным от Святых мощей последовавшим чудотворениям, не только между православными, но и неверными в различных болезнях и недугах прибегающими, ежемесячно в Святейший Синод представляемым.
Относительно неверных можно одно хотя чудо написать. Одному Абызу татарскому, бывшему в тяжкой болезни, явился Святитель Димитрий, конечно через какия-нибудь добродетели, и сказал, чтоб он ехал в Ростов для исцеления. И как приехал, явился к Преосвященному Митрополиту Арсению, сей выслушав объявление татарина, придумал испытать, взял его с собою в монастырь, подводил ко всем в церкви образам, спрашивал, не такова ли виду видел он явившееся ему лице, отвечал «нет», наконец, подвели к образу Святителя Димитрия, который увидев, с восхищением сказал: вот он, он самый явился ему. И по оглашении к просвещению, допустили его приложиться, и получил телесное и душевное исцеление».
«Преосвященный митрополит Арсений Ростовский, по явлении Святых мощей Святителя Димитрия (при открытии коих он первый чинил свидетельство) и по многочисленному отовсюду стечению народа, чтоб и Спасский на Песках монастырь не лишился богомольцев, восполнил оный святынею, перенес в самый праздник Преображения Господня 6-го числа августа в крестном ходу из Дома своего архиерейскаго части святых мощей преподобных отец во обители Св. Саввы погребенных, коим празднование совершается марта 20-го числа».
1759 год
«Ноября 21-го числа прислано с нарочным курьером от государыни великия княгини Екатерины Алексеевны, для покрова на мощи Святителя Димитрия, парчи по золотому глазету с травами серебреными и разных шелков 12-ть аршин».
1761 год
«Апреля 15-го числа присланы в самый первый день Святыя Пасхи с нарочным курьером от Государыни императрицы Елизаветы Петровны пребогатой парчи риза, епитрахиль, стихарь, орарь и воздухи, обложенныя золотыми гасами».
«В сем году учреждено приносить в Ростов из Троицкаго девичьяго монастыря, что в Бору, икону Знамения Божия Матери с крестным ходом и стоять в здешнем монастыре с 9-го по 10-е, а с 20-го по 30-е число июля месяца в Ростовском соборе».
1762 год
«Получен указ о кончине Государыни императрицы Елизаветы Петровны, последовавшей истекшего 1761-го года декабря 25-го числа, и о восшествии на всероссийский престол императора Петра Феодоровича (сын Анны Петровны, дщери Петра Первого).
По указу Его Императорского Величества отпущено Берх-Коллегиею из казенного железа в здешний монастырь на покрытие церквей три тысячи пудов листоваго безденежно».
«В оном году начат строением в соборную церковь иконостас орнаментный из монастырскаго материала за 1000 руб. мастерами города Осташкова купцами Сысоем Зотовым Шолмотовым и Степаном Никитиным Бочкаревым.
Равно и иконное писание в сей иконостас начато славным харьковским бывшим придворным живописцем Венедиктом Дмитриевым Вендерским за 2000 рублей».
1763 год
«В генваре месяце привезена в монастырь новоустроенная усердием и казною в Бозе почившия государыни императрицы Елизаветы Петровны среброкованная для мощей святителя Димитрия великолепная и многоценная рака, мерою в длину 3 аршина и 5-ть вершков, в ширину 1 аршин и 7 вершков, в высоту с крышкою 2 аршин 6 вершков; на крышке знамения принадлежностей архиерейских, как то: митра, кафедра, посох и свечи все серебряные; и таковой же серебряный кивот для привезеннаго же вместе с ракою образа Святителя Димитрия превосходнаго академическаго художества, коего кивота снизу тумба с карнизами гладкая кованная, рама чеканная орнаментовая, по сторонам оныя пальмовыя ветви, занавес и облака чеканные матовые, поверх облаков крест гладкий под колер; в высоту оный кивот с крестом 6 аршин, а в широту в тумбе 3 аршина с половиною».
«Мая 23-го числа изволила прибыть в Ростов для поклонения святым мощам Святителя Димитрия Благочестивейшая государыня императрица Екатерина Алексеевна с своею царскою свитою и Святейшаго Синода члены Преосвященные: Димитрий митрополит Новгородский, Гавриил архиепископ Санктпетербургский, Амвросий епископ Крутицкий, Лаврентий архимандрит Святотроицкой Сергиевой лавры и духовник протоиерей Федор Яковлевич Дубянский. Встречали Ея Императорской Величество при кафедральном Успенском соборе, за небытием тогда епархиальнаго архиерея четыре архимандрита: Богоявленский Иосиф Всесвятский, Борисоглебский Амвросий, Спасский что на Песках Иосиф, и Спасо-Ярославский Тихон (Якубовский), который приветствовал Ея Величество речью (он после был епископом постепенно Севским, Воронежским и Суздальским).
24-го числа Ея Императорское Величество изволила прибыть в сей монастырь за литургию, где в Святых вратах встречали вышеозначенные Преосвященные архиереи с братиею, с хоругвями и животворящим крестом, и настоятель обители иеросхимонах Лука приветствовал речью.
В вечеру того же числа на 25-е паки изволила прибыть ко всенощному бдению, которое отправляли все Преосвященные архиереи; мощи Святителя Димитрия митрополита из прежней гробницы вынуты были и поставлены среди церкви во гробе на приуготовленном амвоне, покрытые покровом золотой парчи; на месте же прежней гробницы поставлена вышепомянутая новая серебряная рака.
На утро 25-го числа мая, в день воскресный, Ея Императорское Величество изволила шествовать из Ростовскаго собора в монастырь за литургию в крестном ходе, предшествуема архиереями и прочим духовенством, при стечении безчисленнаго множества народа, и прибыв в церковь, мощи Святителя Димитрия во гробе почивающия, на приуготовленном постаменте. Архиереи на раменах своих, при поддерживании рукою Ея Величества, обнеся с обыкновенною процессиею вокруг церкви, положили в новую серебряную раку. По совершении же литургии, при окончании которой проповедь говорил прежде помянутый архимандрит Спасо-Ярославского монастыря Тихон, и по отправлении молебнаго пения [императрица] благоволила удостоить посещением своим настоятеля в кельях его.
Тогда Ея Императорское Величество изволили пожаловать монастырю вкладу суммою две тысячи рублей и настоятелю с братиею тысячу рублей. Да в церковь ризничныя облачения из богатых золотых и серебреных парчей, а именно: две ризы и два стихаря со всеми к ним принадлежностями. Равно на мощи обоих святителей покровы, и на престолы двух церквей одежды с покровами, воздухи и налойныя одежды с пеленами, обложенныя золотыми гасами.
26-го числа Ея Императорское Величество изволила отбыть в Ярославль. В тот же день прибыл из Москвы в сей монастырь Преосвященный Афанасий, епископ Тверский, переведенный по имянному Ея Величества повелению на Ростовскую епархию, и в церкви здешняго монастыря синодальными членами поставляем был епископом Ростовским, и того ж 26-го числа мая синодальные члены из Ростова отбыли в Москву.
Мая 28-го числа Преосвященнейший Афанасий епископ из здешней обители шел в крестном ходу в соборную церковь на престолоправление свое.
Мая 31-го числа Ея Императорское Величество государыня Императрица на возвратном из Ярославля в Москву пути изволила паки быть в сей обители для поклонения Святым мощам».
Публикация:
Виденеева А. Е. Летопись Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря о святителе Димитрии Ростовском // Ярославские епархиальные ведомости. 2009 г., октябрь. № 220. С. 29-31.