Крестные ходы в Яковлевской обители в день памяти св. Димитрия Ростовского 28 октября 1909 года
Просмотров: 237
Подписаться на комментарии по RSS
1909 г. Русская Православная Церковь широко и торжественно отметила знаменательную годовщину – 200-летие кончины святителя Димитрия Ростовского – первого Российского чудотворца нового времени. Центром проведения празднества стал Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, явившийся местом последнего упокоения святителя и долгие годы хранивший его чудотворные мощи.
Главными вдохновителями, организаторами и созидателями юбилейных торжеств явились представители духовенства, в первую очередь – глава Ярославской епархии архиепископ Тихон и настоятель Спасо-Яковлевского монастыря викарный епископ Иосиф.
Живейшую поддержку и деятельное участие, как в подготовке, так и в проведении праздничных мероприятий проявили светские круги: люди, облеченные властью, административные служащие, члены различных общественных организаций, частные лица.
Особенно важно, что непосредственными участниками празднования стали широкие слои населения. Представители всех сословий – от блестящей столичной знати до крестьян окрестных селений прибыли в Димитриевы дни в Ростов поклониться святыне и почтить память святителя.
Украшением празднования стали два крестных хода, совершившиеся 28 октября. Первым из них было многолюдное шествие из Успенского собора в Спасо-Яковлевский монастырь. Этот крестный ход, собравший огромное множество народа и названный «небывалым по своей грандиозности, чинности, и церковной красоте», надолго остался в памяти всех его участников. Порядок его проведения был подробно описан в издании «Димитриевы дни в Ростове Великом», опубликованном в 1909 г., откуда мы и заимствуем небольшой отрывок:
«Соборная литургия кончилась в исходе 9-го часа, к этому времени прибыли духовенство и хоругви из всех приходских церквей города (их 22) с духовенством, собрались для участия в общем крестном ходе учащиеся всех учебных заведений, войско, военная музыка, масса народа. ...
Начался он около 9 часов. Процессия двигалась в таком порядке: впереди всех с своими преподавателями учащиеся, по четыре в ряд, приходских начальных училищ, городского училища, духовнаго Димитриевскаго, мужской и женской гимназий, а далее уже золотая полоса духовенства, руководимая городским благочинным протоиереем В. М. Ивановским. Впереди – тот самый слюдяной фонарь, который был несен и при погребении св. Димитрия и который сохранился доселе. Затем два псаломщика с запрестольными иконами, все псаломщики города и воспитанники семинарии в стихарях по два в ряд, также диаконы и священники местные и приезжие, начиная с младших, певчие в своих форменных костюмах, древне-польский покрой которых, вероятно, мало изменился со времен св. Димитрия.
Далее жертвуемыя в обитель иконы, («приклады» − шептали в народе), накануне встреченныя с вокзала, соборный образ св. Димитрия с частию св. мощей его и Тихвинская икона Божией Матери из Рождественскаго женскаго монастыря. За иконами – Высокопреосвященный Тихон в предшествии двух иподиаконов и в сопровождении двух диаконов. За ним князь Лобанов-Ростовский, потомок удельных князей ростовских, Б.В. Штюрмер, губернаторы: московский, ярославский, костромской, другие именитые гости, военное начальство, гражданские чины. Завершается все хором военной музыки, воспитанниками кадетскаго корпуса и нарядом войска местной артиллерийской бригады. Вся эта масса учащихся и духовенства окаймляется по обеим сторонам множеством (не менее 100) хоругвей, несомых хоругвеносцами в их кафтанах.
Над шествием господствуют звуки музыки, исполнявшей «Коль славен» и торжественный, гармоничный гул знаменитых ростовских колоколов, также некогда звоном своим провожавших на вечный покой Святейшаго митрополита Димитрия. Да и шествие направлялось именно тем самым путем. Сейчас оно растянулось более чем на полверсты. Особенно величественный вид имела картина крестнаго хода с городских валов. Над всеми участниками процессии высится образ св. Димитрия. Представляется, будто сам он, любвеобильный святитель, всегда живой и действующий, шествует с своею ростовскою паствой, всегда готовый разделить с нею ея радости и горе.
Природа как будто участвует в духовном веселии торжествующих. Еще накануне небо с утра прояснилось, а затем выглянуло и солнце, содействуя поддержанию светлаго, бодраго настроения собравшихся. В воздухе умерено свежо.
Массы народа сопровождают процессию, двигаясь параллельно по широким тротуарам Покровской улицы. Множество зрителей наблюдает ее из окон, с балконов домов. Немало работы и фотографическим аппаратам. Понадобилось почти час времени, чтобы крестному ходу пройти двухверстное разстояние, отделяющее собор от обители, где тем временем служащие уже облачились и прочтением часов приготовились к служению литургии.
Около 10 часов трезвон с колокольни монастыря возвещает о приближении крестнаго хода. Владыка митрополит с собором сослужащих епископов и прочаго духовенства направляется к восточным воротам (под колокольней) на встречу процессии. Учащиеся, по входе в эти ворота, идут налево и всею своею тысячною массою целиком занимают отведенный для них Иаковлевский храм. Духовенство, участвовавшее в крестном ходе, следует за ними и разоблачается в алтаре этого храма. Хоругви остаются около храмов на монастырском дворе. По встрече крестнаго хода начинается литургия в Зачатиевском и Шереметевском храмах».
Главным событием празднования 28 октября стала литургия в Димитриевском соборе. Совершали ее московский митрополит Владимир, нижегородский архиепископ Назарий и яковлевский настоятель епископ Иосиф, при сослужении четырех архимандритов и трех протоиереев. Служба сопровождалась пением двух хоров - архиерейского и монастырского.
Вторым крестным ходом – столь же великолепным и многолюдным как и утренний, стало шествие с мощами св. Димитрия вокруг монастыря, начавшемся окончании литургии, ровно в полдень. Порядок монастырской процессии был разработан епископом Иосифом, таким образом, что при начале крестного хода и на трех его остановках, которые устраивались рядом с монастырскими вратами: Водяными, Святыми и северными, служился молебен святителю.
Гроб св. Димитрия на руках был вынесен из храма и установлен на специальные носилки с высоким балдахином, которые подняли и понесли 12 человек. Шествие направилось мимо Зачатьевскаго храма к Водяным воротам, затем, по берегу озера, вдоль монастырской ограды. При движении крестного хода, там, где это позволяла ширина дороги, допускалось прохождение людей под мощами святителя. По словам современника: «трудно точно сказать, сколько подходило народу, но металлических юбилейных образков, раздававшихся от Братства Св. Димитрия около гроба в крестном ходу, разошлось до 4000».
Обогнув восточную часть монастыря, торжественная процессия через северные ворота вновь вступила в обитель. Крестный ход миновал Димитриевский храм, и здесь шествие разделилось. Городское священство через Святые врата под колокольней направилось к выходу из монастыря для возвращения в Успенский собор. Св. мощи ростовского чудотворца, в сопровождении высшего духовенства, были внесены в храм Зачатия св. Анны и установлены в юго-западном углу, на том самом месте, где святитель Димитрий пожелал «вселиться в век века».
По признанию современника, «церковно-богослужебное празднование 200-летия кончины Святого митрополита Ростовскаго оставило яркий след в душе его свидетелей и участников». А таких было великое множество, поскольку в тот памятный день людьми были заполнены не только монастырские храмы и вся обитель, но и значительное пространство вокруг нее.
А. Виденеева. Крестные ходы Спасо-Яковлевского монастыря в день памяти св. Димитрия Ростовского 28 октября 1909 года // «Ростовский вестник». 27 августа 2009 г. С. 12 [«Возрождение» № 19]