Сайт, созданный в 2009 году, ныне действует по благословению Высокопреосвященнейшего Вадима, митрополита Ярославского и Ростовского
 

Князь Глеб Василькович – кончина, погребение, почитание

Рубрика: ОБИТЕЛЬ СЕГОДНЯ (новости)
Просмотров: 175
Подписаться на комментарии по RSS

Спасский храм Спасо-Песоцкого монастыряB 1278 году, 13 декабря, в возрасте 41 года, князь Глеб Василькович скончался – «тихо и кротко испусти душу» в Ростове. Он был похоронен в Успенском соборе – усыпальнице ростовских князей, рядом со своим братом Борисом, но упокоиться там ему было не суждено…

Спустя два месяца, по распоряжению епископа Игнатия, произошло его перезахоронение. Из кафедрального собора его тело Глеба перенесли в Спасо-Песоцкий монастырь, основанный его матерью княгиней Марией.

За этот поступок епископ Игнатий был наказан митрополитом Кириллом III, повелевшим ему каяться «за то дело... до своея смерти», но был прощен по заступничеству нового ростовского князя Дмитрия Борисовича.

Можно предположить, что епископ решился благословить перезахоронение Глеба под давлением князя Дмитрия, не признававшего прав своего покойного дяди на Ростов и не желавшего видеть его могилу в соборной княжеской усыпальнице.

Наиболее вероятным местом погребения князя Глеба являлся подклет монастырского собора Спасского монастыря, место, где в 1271 году была похоронена его мать. Там где прежде стоял этот старый храм, в XVII веке был построен ныне существующий каменный Спасо-Преображенский собор. В XVIII столетии Спасский монастырь присоединили к Яковлевскому, и Спасо-Преображенский собор стал одним из храмов Спаосо-Яковлевской обители.

В летописном некрологе, составленном после кончины князя Глеба говорится, что он был богобоязненным и смиренным, щедрым и милосердным. Он выкупал попавших в плен к татарам русских, помогал обездоленным: «Многи христианы, обидимыа от них [татар], избави и печалныа утешая, брашно свое и питие нещадно требующим подавая». Упоминается, что он «церкви многи създа и украси иконами и книгами».

Давняя традиция связывает его имя с основанием двух северных монастырей. В 1251 году – Усть-Шехонского на реке Шексне и Спасо-Каменного на островке Кубенского озера. Однако современные исследования ставят эти сведения под сомнение.

Князь Глеб, которому в княжение в первые был выделен Белозерский удел, считается родоначальником Белозерских князей. Не удивительно, что его имя значимо и памятно для древней истории Белоозерья.

В городе Белозерске сохранялось устойчивое предание, впервые записанное не позднее конца XVI века, что останки Глеба Васильковича покоятся в покинутом жителями в конце XIV века городе Белоозеро, - в часовне, построенной на месте городского собора во имя свт. Василия Великого.

К примеру, профессор С. П. Шевырев, посетивший Белозерск в 1847 году, отметил в путевом дневнике, что в этом городе осуществляется почитание белозерского князя Глеба: в посаде Крохине, на левом берегу Шексны, «стоит часовня и в ней гробницы Глеба и Бориса Васильковичей, которых народ считает святыми». С одной стороны – нам важен зафиксированный факт народного почитания первого белозерского князя. С другой – просто невозможно, чтобы два ростовских князя были похоронены не в центре своей родовой вотчины – в Ростове, а на ее окраине.

О князе Глебе писали агиографы на рубеже XIX-XX веков. Известный церковный историк архимандрит Леонид (Кавелин) называл князя Глеба в числе святых. Архиепископ Димитрий (Самбикин) в своем Месяцеслове отнес его к местночтимым святым и поместил его жизнеописание под 13 декабря (день кончины). Архиепископ Сергий (Спасский) в составленном им Месяцеслове упомянул его в списке неканонизированных подвижников.

Князь Глеб Василькович – канонизированный местночтимый святой Череповецкой епархии. Чтят его и в Ярославо-Ростовской митрополии – в 1964 году, при установлении празднования Собору Ростово-Ярославских святых, князь Глеб Ростовский был включен в состав Собора.

Его память почитается в день кончины 13 (26 – нов. ст.) декабря и в Соборе Ростово-Ярославских святых 23 мая (5 июня – нов. ст.)

Алла Виденеева