Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского
 

Классификация монастырей

Рубрика: Русские монастыри -> Русское монашество
Просмотров: 3895
Подписаться на комментарии по RSS

Cогласно «Духовным штатам», изданным Екатериной II 26 февраля 1764 г., все монастыри, владевшие вотчинами и неупраздненные, за исключением лавр (Троице-Сергиева и Киево-Печерская) и тех из них, которые были сделаны кафедральными, т.е. предназначены для архиереев (Александро-Невский, Чудов, Рождественский-Владимирский, Ипатьевский, Спасо-Преображенский, Новгород-Северский), были разделены на три класса и в них была установлена норма штатных монахов и монахинь. В мужских монастырях 1-го класса полагалось 33 монаха, во второклассных – по 17, а в третьеклассных – по 12 монахов; в первоклассных женских монастырях было, по штату, от 52 до 101 монахини, а во второ- и третьеклассных монастырях монахинь положено по 17. Всех монастырей, пустыней и скитов в одних только великороссийских губерниях в 1762 г. состояло 881, из них мужских 678 и женских 203. [...]

Увеличению в течение XIX в. числа монастырей в России всего более содействовало учреждение т.н. женских общин, отличающихся от общежительных монастырей только тем, что члены общины не принимают монашеских обетов, исполняя все правила, установленные для послушниц или белиц настоящих монастырей. Обыкновенно настоятельницей общины является монахиня. Начало возникновения женских общин относится к XVIII в. Случалось, что при упразднении монастыря и переводе монахинь в другие монастыри часть послушниц, за недостатком места в монастырях, не покидала своих келий при бывших монастырских церквах, часть же удалялась в другие места, селилась около приходских или кладбищенских церквей, исполняя обязанности просфирниц и церковных сторожей. И в том, и в другом случае женщины эти продолжали жить по монашескому уставу, и к ним присоединялись новые.

В первое время своего существования общины развивались без всякого внешнего контроля, но мало-помалу на них стали обращать внимание духовные и светские власти, а затем принимать их под свое покровительство. В 1-й половине XIX в. на пожертвования частных лиц и обществ стали учреждаться богадельни, в которых вводился общежительный устав. Нередко во главе таких учреждений становились сами основательницы, например, вдова убитого при Бородине генерала Тучкова, устроившая Спасо-Богородицкую общину.

Общины часто переименовываются в общежительные монастыри, иногда с причислением к одному из штатных классов, причем вновь возникаемому монастырю ставится условием, чтобы он учредил какое-либо богоугодное заведение: богадельню, приют, лечебницу, школу и т.п. Всего таких общин в разное время по 1 июля 1896 г. возникло (вернее – признано) 156, и из них в общежительные женские монастыри переименованы 104. [... ]

Население монастырей распадается на два класса: на монашествующих, которые принимают монашеские обеты, теряют свое светское звание и составляют особое сословие, и на послушников и послушниц (бельцы, белицы), большей частью молодых, которые только готовятся к принятию иночества и в случае изменения своего намерения могут свободно покинуть монастырь. [...]

Все монастыри в России разделяются на общежительные и необщежительные, штатные и заштатные. В общежительных монастырях монахи все необходимое получают от монастыря, а свой труд по священнослужению в монастыре и разным монастырским «послушаниям», по назначению настоятелей, предоставляют в пользу монастыря; ни монахи, ни должностные лица, с настоятелем во главе, не могут здесь ничем располагать на правах собственности; настоятели избираются самими монашествующими (имеющими полное монашеское посвящение). В монастырях необщежительных монахи, имея общую трапезу от монастыря, одежду и все прочее необходимое для инока приобретают сами на даваемое им жалованье, на доходы от богослужений и от разного вида монастырского «трудоделания», произведения которого могут идти на продажу (напр., выделка крестиков, икон и т.п.). Настоятели в эти монастыри назначаются епархиальным архиереем, с утверждения Св. Синода.

Штатными монастырями называются те, которые получают содержание в известных определенных размерах и имеют в своем составе число монашествующих, определенное по штату. Они разделяются на три класса по размерам выдаваемого им содержания и по степени прав. В первом классе некоторыми особенными привилегиями и правами выделяются четыре лавры и семь монастырей ставропигиальных (Соловецкий, Симонов, Донской, Новоспасский, Воскресенский, именуемый Новый Иерусалим, Заиконоспасский и Спасо-Яковлевский). Название ставропигиальных производят от слов «крест» и «водружаю», и объясняют его в том смысле, что при учреждении их крест в них водружен был самими патриархами, в непосредственном управлении которых некоторые из них сначала находились. В управлении хозяйственными делами лавр принимает участие т.н. «духовный собор» из старейших монашествующих, а во всех прочих монастырях в управлении хозяйством настоятелю содействует «старейшая братия».

Внутренний строй монашеской жизни всех монастырей регламентирован общими монашескими правилами, особыми уставами и «инструкцией благочинному монастырей». При некоторых из первоклассных монастырей имеются, в некотором отдалении от них, в местах уединенных, по нескольку келий для более строгой подвижнической жизни, совокупность которых носит название скита (таковы, напр., Анзерский скит Соловецкого монастыря, Гефсиманский – Троице-Сергиевой лавры и др.). Заштатными монастырями называются монастыри, не получающие жалованья и существующие на доходы, добываемые священнослужением и трудами самих монахов.

Из книги: Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 160-166