Келейная икона святителя Димитрия
Просмотров: 3070
Подписаться на комментарии по RSS
ткуда у святителя Димитрия могла появиться эта икона? Широко распространено предание, что Ватопедская икона Божией Матери была тем самым образом, которым благословили его родители на монашество.
Но имеется еще одно предание: 13 сентября 1689 года, во время пребывания свт. Димитрия в Троице-Сергиевой Лавре в свите гетмана Ивана Мазепы, находившийся здесь же патриарх Иоаким благословил свт. Димитрия образом Божией Матери в окладе за труд составления житий святых, о чем свт. Димитрий записал в своем дневнике.
Это мог быть образ Ватопедской Богоматери, так как святой Максим Грек преставился в Троице-Сергиевой Лавре, а его икона − список с Афонской святыни − хранилась в обители. Максим Грек был известным писателем, и патриарх награждает свт. Димитрия за писательский труд. Образ этот был украшен окладом и плохо различим под потемневшей олифой, поэтому свт. Димитрий в дневниковых записях назвал его просто − образ Божией Матери.
В «Сказании», написанном в середине XIX века, излагается еще одна версия появления у свт. Димитрия иконы. В ее основе лежит событие, которое описано в дневнике святителя: 1700 года, «декабря 16, из великой церкви Печерской, из великого алтаря, прислан ко мне на благословение образ Пресвятыя Богородицы Московской, прислал преподобный господин отец Иоасаф Кроковский, архимандрит с братиею. О сем образе такая повесть: благочестивый царь и Великий князь Алексей Михайлович прислал оную святую икону преосвященному митрополиту Киевскому Петру Могиле». Митрополит Петр Могила возглавлял Киевскую церковь в 1633-1647 годах. Именно им была задумана колоссальная работа по составлению житий святых, которую он не успел закончить из-за смерти, и которую продолжил свт. Димитрий Ростовский. Петр Могила был избран Киевским митрополитом с сохранением Лаврского архимандритства, поэтому икона, подаренная царем Алексеем Михайловичем, после смерти митрополита осталась в Киево-Печерской Лавре и находилась в алтаре соборного храма. В дневнике свт. Димитрий называет икону «московской». Видимо, это связано не с иконографией (такой иконографии нет), а с происхождением (от царского двора). К тому же, буквально за пять лет до этого события, Киевская митрополия была присоединена к Московской патриархии (до этого она была под юрисдикцией Константинопольского патриарха). Присоединение к Москве было воспринято киевским духовенством без большого энтузиазма, и в литературе этого периода еще долго прослеживается противопоставление «киевского» и «московского». Этим, видимо, объясняется название иконы «московской». Некоторые исследователи предполагают, что это и была икона «Богоматери Ватопедской».
Нетление святых мощей Димитриевых открылось через 42 года, 21 сентября 1752 года, по случаю поправки опустившегося пола над могилою, под которым упали на гроб сгнившие бревна; при поднятии пола в рассыпавшемся гробе было обретено нетленное тело свт. Димитрия, и от него, как от благодатного источника, начали истекать чудесные исцеления. Все эти годы до открытия мощей память о святителе жила в народе, и приходящие в храм приносили молитвы его келейному образу. После обретения мощей святителя Димитрия, до появления в монастыре первых икон с его изображением, именно перед Ватопедским образом Богоматери совершались молебные пения и панихиды по преосвященном митрополите. При описании многочисленных чудес у мощей святителя Димитрия часто упоминалась и его келейная икона, потому что Богородице, как и свт. Димитрию, возносились горячие молитвы паломников.