Сайт, созданный в 2009 году, ныне действует по благословению Высокопреосвященнейшего Вадима, митрополита Ярославского и Ростовского
 

К истории канонизации святителя Димитрия Ростовского

Рубрика: ОБИТЕЛЬ СЕГОДНЯ (новости)
Просмотров: 351
Подписаться на комментарии по RSS

Рака святителя Димитрия Ростовского. 4 октября 2021 г.

Православная Церковь благословляет почитание своих угодников, причисляя их к лику святых. Святые – это светильники веры, которые своими подвигами осуществили христианские идеалы, Евангельские заветы; это – соль земли (Мф 5:13), на которой стоит мир. Молитвами и предстательством угодивших Богу подвижников укрепляется наша вера, утверждается добродетельная жизнь наша и всего общества.

Первым канонизованным святым Синодального периода (1700–1917) был святитель Димитрий Ростовский (1651–1709; пам. 28 окт.), канонизованный в 1763 году. Сей Святитель – выдающийся иерарх петровского времени, богослов-агиограф, историк, борец со старообрядческим расколом, драматург и просветитель.

Свой главный труд, Четьи Минеи, он завершил в 1705 году; для написания ему потребовалось двадцать лет напряженных усилий. В первые три года своего архиерейства он все свободное время отдавал работе. 9 февраля 1705 года, кончая последний том, посвященный июньским, июльским и августовским святым, он мог с полной правдивостью написать: «Сегодня день восьмой после праздника принесения Христа во храм, где Симеон, приняв Иисуса на руки свои, сказал: Ныне отпущаеши раба Своего, сегодня день шестой недели, день, когда Господь, вися на кресте, сказал: «Свершилось»».

Радость Святителя о проделанной работе была вполне оправданной. Действительно, трудно найти после Евангелия другую книгу, которая бы оказала такое влияние на русское благочестие. Труд митрополита Димитрия оказался для русского народа неисчерпаемым духовным сокровищем, живою духовной школой, показывающей истинные ценности земной жизни. Святитель внес вклад в распространение этой книги на Руси: она была впервые растиражирована печатным способом. При этом он использовал труд своего предшественника – Великие Четьи Минеи святителя Макария (†1563; пам. 30 дек.). При составлении житий святых святителю Димитрию были благодатные явления святых, над житиями которых он работал.

В целях насаждения просвещения среди духовенства он основал Коллегию в Ростове Великом – первое учреждение такого рода в Великороссии. По-видимому, это было подражание Киевской коллегии, где он сам ранее учился. Кроме грамоты и пения, в ней преподавались греческий и латинский языки. Становлению Коллегии содействовала доброта и заботливость Святителя. Он известен также написанием драматургических пьес на библейские темы, которые затем ставились учениками Коллегии.

Святые мощи митрополита Димитрия были обретены 21 сентября 1752 года в связи с начавшимся ремонтом в Ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре. В 1756 году по именному указу императрицы Елизаветы Петровны митрополит Ростовский святитель Арсений (Мацеевич; 1742–1763; †1772; пам. 28 февр.) представил в Синод записи чудес, совершавшихся у гробницы святителя Димитрия.

Затем в Ростов прибыла назначенная Синодом комиссия в составе Суздальского митрополита Сильвестра (1755–1760), настоятеля Симоновского монастыря архимандрита Гавриила (1745–1771). Вместе с Ростовским владыкою они проверили данные о чудесах и о мощах.

Синод обращался к императрице за разрешением о канонизации святого. В указе Святейшего Синода митрополиту Ростовскому Арсению от 15 апреля 1757 года говорится: «Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня наша императрица Елизавета Петровна против поданного ее Императорскому величеству от Синода о новоявленных преосвященного Димитрия митрополита Ростовского мощах доклада оные святые мощиза совершенные святые мощи огласить, празднование оному новоявленному чудотворцу святителю Димитрию 21-го числа сентября (коего оные святые мощи обретены) установить, всенощные бдения и молебные пения желающему народу открыто отправлять и тому новоявленному чудотворцу особливую службу сочинить и в печатаемые книги, в кои надлежит, оное святых мощей обретение, с приложением жития его с прочими наряду внесть высочайше указать изволила».

Императрица пожелала сама присутствовать при открытии мощей и переложении их в раку, но это событие совершилось уже при Екатерине II 25 мая 1763 года и в ее присутствии. Митрополит Димитрий явился первым святым, канонизованным к общерусскому почитанию в Синодальный период.

Написание службы святителю Димитрию Ростовскому чудотворцу было поручено святителю Арсению (Мацеевичу), который в свою очередь поручил это архимандриту Толгского монастыря Вонифатию (Борецкому; 1756–1757), составившему сразу две службы, но они не получили одобрения. Третью службу написал епископ Переяславский Амвросий (Зертис-Каменский; 1753–1761) и в 1757 году его труд был представлен митрополитом Арсением в Синод. Синод признал, что «служба, хотя и изрядна, но понеже высоко и вся почти аллегорически составлена а тако простому народу, для него же наивящая состоит потреба, внятна а вразумительнабыть не может», и поручил тому же иерарху сочинить новую «внятным простому народу штилем», от чего он отказался. Синод затребовал службы, составленные архимандритом Вонифатием.

Имя составителя службы святителю Димитрию, находящейся в месячной Минее, не сохранилось. Святой прославляется в службе за свое противодействие старообрядческому расколу. В Службе показана география жизненного пути иерарха: в кондаке службы говорится: «Звезду российскую, от Киева воссиявшую, и через Новград-Северский в Ростов достигшую».

Архимандрит Макарий (Веретинников)
(фрагмент статьи архим. Макария «Русские святые, прославленные в Синодальный период», опубликованной в альманахе «Альфа и Омега». 2005 г. № 43).