История происхождения Ватопедской иконы Богоматери
Просмотров: 6278
Подписаться на комментарии по RSS
Владычица наша, Пресвятая Богородица, оказала России великую милость − из четырех уделов Божией Матери, существующих на земле, два находятся на Руси. Не случайно Россия именуется домом Пресвятой Богородицы. Множество святых икон Своих явила Она народу нашему, получающему от них благодатную помощь и исцеления в различных недугах и болезнях.
В Ростове Великом, как и в других прославленных русских городах, были свои чудотворные иконы Богородицы. С XII в. чтилась чудотворная икона кафедрального Успенского собора Богоматерь Владимирская (Ростовская). В XVIII–ХIX вв. особенно почиталась чудотворная икона Спасо-Яковлевского монастыря Богоматерь Ватопедская.
Икона Спасо-Яковлевского монастыря является одним из списков древнего чудотворного образа Богоматери, который находится на Афоне в Ватопедском монастыре, основанном в царствование Константина Великого. Название Ватопедской она получила от того, что в 395 г. близ этого монастыря чудесным образом был спасен царевич Аркадий, сын Феодосия Великого. Во время сильной бури на море царевич, путешествующий на корабле, упал в бушующие волны. Его спутники думали, что он погиб и оплакивали его. И вот, когда корабль пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится Ватопедский монастырь, люди, сопровождавшие Аркадия, в одном из прибрежных кустарников, росших на берегу неожиданно нашли спокойно спавшего царевича. Проснувшись, он рассказал о своем чудесном избавлении от погибели заступлением Божией Матери. Это событие и послужило причиной названия «Ватопед», что в переводе с греческого означает «куст отрока». Император Феодосий, в благодарность Богу за чудное спасение своего сына, щедро одарил и украсил Ватопедский монастырь. Алтарь нового соборного храма был устроен на том самом месте, где был найден царевич.
На Ватопедской иконе Богоматерь изображена с лицом, обращенным к правому плечу. Ее Лик на этой иконе выражает сострадательную любовь, взор дышит кротостью и милосердием. Но не таково лицо Божественного Младенца: оно грозно, взор полон строгости, а движение гнева заметно во всех чертах. Такое изображение связанно с событием, случившимся в Ватопедском монастыре 21 января 807 г. В тот вечер шайка разбойников, высадившись на берег Афонской горы, скрылась до утра в растущем возле монастыря кустарнике, чтобы на рассвете, как только отворятся ворота, ворваться внутрь Ватопедской обители и разграбить ее. Но хранительница Святой Горы, Пресвятая Богородица, не допустила свершиться злодейскому замыслу. На следующий день после утрени, когда вся братия разошлась по своим кельям, игумен монастыря преподобный Геннадий остался в церкви и занялся совершением своего утреннего правила, испрашивая обычное благословение Богоматери.
Вдруг он услышал голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников». Смутившись, игумен устремил взор на образ Пречистой и увидел, что лик Богоматери оживился, равно как и лик Богомладенца на Ее руках. Предвечный Младенец, простерши Свою десницу и закрывая ею уста Своей Божественной Матери, обратил к Ней лицо Свое и сказал: «Нет, Мать Моя, не говори им этого; пусть они будут наказаны». Но Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына и Господа и уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно те же самые слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников».
Пораженный, игумен сейчас же собрал братию и пересказал им все случившееся. Все с крайним изумлением заметили, что лицо Богоматери, Господа Иисуса Христа и вообще изображение этой иконы изменилось. Тогда они, вразумленные всем происшедшим, прославили Бога за Его промысел о них, выразившийся в таком заступничестве Пресвятой Богородицы, и, поспешив на монастырские стены, отразили нападение разбойников.
С той поры Ватопедская икона Богоматери сделалась известной еще под именем «Отрада» или «Утешение». Выражение ликов Богоматери и Иисуса Христа осталось в том самом виде, какой они приняли при голосе, слышанном ватопедским игуменом, то есть Богоматерь, уклоняясь лицом вправо от простертой десницы Своего Предвечного Младенца и Господа, старается отвлечь эту десницу от Своих уст, чтобы вновь предсказать предстоящую опасность Своим избранным.
После этого чуда икону отделили от стены и, украсив серебряной с позолотой ризой, перенесли в специально устроенную на хорах собора церковь (по-гречески «параклис»), где она и пребывает доныне. В память о чудесном избавлении насельники Ватопедского монастыря совершают пострижение в монахи только в параклисе Божией Матери «Отрада» или «Утешение». Там же ежедневно совершается благодарственное молебное пение Богоматери перед Ее чудотворной иконой.
* * *
В образе Богородицы, хранящемся в Яковлевской обители есть одно отличие по сравнению с Афонской Ватопедской иконой: младенец сидит на правой руке Богоматери, тогда как на чудотворном афонском образе − на левой. Эту «зеркальность» можно объяснить тем, что ростовская икона создавалась с кальки еще недостаточно известной на Руси иконы.
Иконография Ватопедской Богоматери относится к редким. На сегодняшний день ростовская икона Божией Матери − самая ранняя икона на Руси такого редкого типа − список с чудотворной святыни Афонского Ватопедского монастыря. Как художественное произведение икона относится к произведениям московской живописи середины XVI в. Ее создание связано с жизнью и деятельностью монаха Ватопедского монастыря святого Максима Грека, память которого Церковь чтит в один день с Ватопедским образом Пресвятой Богородицы − 21января (3 февраля по новому стилю). Он приехал в Россию с Афона в 1517 г. по просьбе великого князя Василия III для перевода святых книг, привезя с собою множество греческих книг и списки с двух главных святынь Ватопедской обители: Богоматери Ватопедской и Богоматери Ктиторской.